- Любовь к классике
- Кошки и кактусы
- Увлечение музыкой
- Название группы
- Bsa-records: городской сумасшедший и психиатр на побегушках
- Без слуха и голоса: 15 фактов о егоре летове, которые вы, возможно, не знали
- Егору летову 54.
- О «гражданской обороне»
- О вере и надежде
- О музыке и о себе
- Об анархии
- Сергей летов: «могу ли я еще раз переступить через себя? могу» | sad wave
- Фашист, коммунист, пидарас…
Любовь к классике
В школьные годы Игорь Летов больше всего любил уроки внеклассного чтения. К ним он готовился тщательно и долго — подбирая книги и делая закладки в особо важных местах. Дома у Летовых огромная библиотека с книгами самых разных жанров, начиная от классики и заканчивая фантастикой. Из классических авторов будущему рокеру нравились Гоголь и Достоевский, отбывавший ссылку в Омске, родном городе Игоря.
Полки с книгами занимали почти все стены в комнате музыканта
Когда Летов вырос и стал ездить в Москву, оттуда он привозил не продукты или одежду, как это было принято в те времена, а книги. Иногда в багаже музыканта было до 30 кг литературы! Егор мог читать месяцами, практически не выходя из своей комнаты.
Кошки и кактусы
В семье Летовых очень любили кошек. Одно время питомцев было трое — в доме жили беспородные Степа, Петрик и Тиха. Друзья музыканта объясняли его любовь к кошкам тем, что анархистская натура Егора была очень близка к кошачьей.
Он следовал своим идеям и никому при этом не мешал. Как и кошки Летов был сам по себе и оставался максимально непредсказуемым. Поклонницы рокера, узнав о его любви к котам, начали дарить ему фигурки этих животных, который вскоре собралась целая коллекция.
Второй страстью Егора были кактусы. Ими он «заболел» неожиданно, увидев несколько штук на подоконнике у соседей. Летов заинтересовался этими растениями и всего через месяц его комнату украшали уже 36 кактусов разного вида и размера.
Увлечение музыкой
Страсть к музыке Егор Федорович перенял от отца, военного летчика и фронтовика. В свое время Федор Дмитриевич Летов был запевалой в строю и даже одно время состоял в хоре Советской армии. Всю свою трудовую жизнь отец музыканта участвовал в самодеятельности.
Брат Егора — Сергей, стал саксофонистом и месяцами не бывает дома, гастролируя по миру. Егору больше пришлась по душе гитара и, так как дома никто на этом инструменте не играл, пришлось нанять репетитора. С наставником Летов занимался шесть лет, а первую бас-гитару ему подарил старший брат.
Название группы
Мало кто знает, но название «Гражданская Оборона» появилось как насмешка. Отец рокера, бывший военнослужащий и пропагандист политического отдела Советской армии, выйдя на пенсию, вел в школе уроки ОБЖ. Когда Егор рассказал отцу, как назвали группу, тот предположил, что это было сделано в насмешку над ним. Егор уверял, что имелась в виду социальная защита граждан определенной категории, но было очевидно, что отец прав.
Bsa-records: городской сумасшедший и психиатр на побегушках
В начале 1990-х Саша Олейник, известный в системе как Сталкер, решил издавать музыку на только входящих тогда в обиход компакт-дисках (CD). И не абы какую, а отечественный рок, на который был уже немалый спрос. В рок-тусовке того времени Сталкер был весьма заметным персонажем.
В Центре Стаса Намина он числился «директором пролетарского джаза» (так было записано в трудовой книжке), писал тексты для «Бригады С», Жанны Агузаровой и некоторых других исполнителей, постоянно носился с дикими проектами и слыл городским сумасшедшим.
Сталкер зарегистрировал издательство BSA-Records, куда и пригласил меня мастером на все руки с широкими полномочиями. Психиатр на побегушках — а в то время я еще продолжал трудиться по основной специальности — был ему необходим.
В родном отечестве — на Уральском заводе — CD делали в то время исключительно убогие, да еще и крали по установившемуся обычаю третью часть тиража. В связи с этим Сталкер решил производить русский рок за границей. А конкретно на Sony-DADC в австрийском городе Зальцбурге.
Одним из наших заказчиков стал «ГрОб-рекордз» Егора Летова, захотевший издать дискографию «ГО» на CD. Как, о чем и с кем конкретно договаривался Сталкер, я так и не понял, но в какой-то момент в офисе BSA-Records, расположенном в техническом помещении Госстандарта на Ленинском проспекте, появился директор Летова — человек с жуликоватыми манерами и соответствующей им фамилией. Позже Женя Грехов сбежит от Летова с кассой «Русского марша».
Грехов вывалил из авоськи кучу пленок (DAT). На расспросы: что это и что с этим делать — директор предложил разбираться нам и исчез навсегда. Сам Летов устранился от процесса еще раньше и на призывы не отвечал.
Мне предстояло разобраться с пленками: рассортировать их по альбомам, сделать ремастеринг, согнать на новый DAT и отправить все в производство на Sony DADC.
Поклонником Летова я не был и репертуар «Гражданской Обороны» представлял себе лишь в самых общих чертах. На пленках же оказалась какая-то каша, трек-листы не соответствовали записям, одни и те же песни повторялись по несколько раз в разных вариантах с кучей «грязи» и цифрового мусора.
Альбом «Сто лет одиночества» заканчивался несколькими минутами цифрового шума, треска, шуршания и прочих звуков, не поддающихся идентификации.
— А с этим мусором, что делать будем, — задал вопрос инженер звукозаписи, крутивший ручки.
— Давай тут фейд-аут сделаем, уведем звук секунд за пять, — принял я вполне очевидное решение. — «Сто лет одиночества», звук затихает, тишина… Красиво получится. И в 80 минут уложимся.
Так и сделали. Альбом вышел в диджипаке, неплохо продавался. Даже получил «Золотого волчка» — приз за лучшее оформление CD 1994 года, присуждавшийся тогда компанией «Триарий». Я же занялся следующим проектом.
Без слуха и голоса: 15 фактов о егоре летове, которые вы, возможно, не знали
«Гражданская оборона» на Красной площади
Водка, наркотики, грязный звук, раскуроченные концертные залы. И тут же сотни прочитанных книг, оранжерея кактусов и подобранные с улиц кошки. В день рождения Егора Летова мы собрали противоречивые факты из жизни сибирской панк-звезды.
Когда я умер,
Не было никого,
Кто бы это опроверг.
Егор Летов, 10.04.1988
«Гражданскую оборону» за пределами родного Омска знают даже лучше, чем дома. Несколько лет назад вдова Летова Наталья Чумакова даже задавалась вопросом: почему Егор появился именно в Омске — закрытом, консервативном в доску советском городе? Да ещё в семье врача и военного. Это далеко не единственный парадокс из жизни сибирского панка. В день рождения музыканта вспоминаем 16 фактов о нём, узнав которые, вы, возможно, удивитесь.
Факт 14. Узнав о смерти Янки Дягилевой, рокера и гражданской жены, Егор Летов располосовал свою руку крест-накрест. А на похоронах, как написал позже в мемуарах, решил «не ныть и не рыдать», а провести похороны как африканский праздник. «Мы в этот день страшно бесились, люстру головами сшибали, всякие пого плясали, ставили любимые песни Янки», — вспоминал музыкант.
Егору летову 54.
1
Сегодня у Игоря Федоровича день рождения. Мог бы быть. Ему исполнилось бы всего-то 54 года. Однако его уже 10 лет как нет. В годовщину его смерти я выкладывал обложки альбомов, а сегодня просто полюбуемся фотографиями. Отбирал снимки по простому принципу. Не с концертов. С концертов подборок хватает.
Заглавный снимок из Ленинграда 1989 года. Однако отмотаем историю чуть назад. Вот первая половина 80-х. Летов по центру. В ту пору он забавно свои альбомы называл. «Сказки старого юнги», «Письма в далёкий город Омск» или «Дождь в казарме». Ничего из этого до широкой публики не дошло.
2
Макияж. На сцене, правда, не использовался.
3
Летов справа. Кто бы мог подумать, что этот мальчишка позже будет рокотать на сцене.
4
Первые концерты. Это 1988 год. Летов в ту пору был сам у себя ударником.
5
Фотосессия конца 1988 года. Как раз тогда и была сделана знаменитая карточка, где Летов за колючей проволокой.
6
7
Первые гастроли в Москве. Как правило, в народ шли снимки в суровом образе. Но по улицам-то Летов ходил в обычной шапке. Мороз дело нешуточное.
8
Я одно время думал, что группа сфотографирована где-то на фоне промзоны и сзади торчит труба. Вот что значит создать себе образ. Но на самом деле это снимок из Таллинна 89 года. И за головой Летова вовсе и никакая не труба.
9
А вот фотографии, которые как раз мелькали на кассетах.
10
Записывают музыку. Без шуток.
11
Тоже хорошая фотография.
12
А это просто прекрасно. Летом 1989 года, на мой взгляд, были сделаны одни из самых колоритных снимков.
13
14
15
Конечно, фотограф Кудрявцев, который и сделал эти снимки, великолепен. Очень талантливые работы. Жаль, что в 90-х и тем более в 00-х он больше не работал с группой.
16
17
Это уже 1991 год. Летов и коллаж.
18
Москва. Ботанический сад. 1993 год.
19
Осень 1994 года.
20
Гастроли в городе Новочеркасске. 1995 год.
21
Череповец. Год тот же.
22
Забавный снимок из Ангарска. Шрифт мне нравится у афиши. А справа от Летова, кстати, стоит известный по ЖЖ humus.
23
Весна 1996.
24
Это уже осень того же года.
25
Кстати смотрите, как выглядел Егор в 1996 году, когда не носил бороду. Намного моложе, не правда ли?
26
Впрочем, борода отрастает быстро. И естественно на большинстве снимков Летов всегда в привычном образе. Это уже 1997 год.
27
Лето 1997. Эксперименты с усами и волосами. Эх, жаль концерта он не дал ни одного в таком виде.
28
1998 год. Дружба с Лимоновым еще идёт, но уже без былого угара.
29
На гастролях в Ижевске. 1999 год.
30
Нью-Йорк. 1999 год.
31
Два брата и Жариков. Двухтысячный.
32
Выезд в Израиль. 2001 год.
33
Шашлык в Ставрополе. 2002 год.
34
А это Холмск того же года. Вообще занятно, что там кто-то взялся ему гастроли организовывать.
35
Берлин 2002. Если ничего не путаю, тогда на одной сцене играл Летов, Шнуров и «АукцЫон».
36
Иркутск 2003 год.
37
Куда-то едут.
38
Гаркуша и Летов. 2004 год. Питер.
39
Ярославль. 2004. Обувь тут у Егора занятная. Как-то у меня он больше ассоциируется с кедами.
40
Осень 2004.
41
Гастроли в Норильске того же года.
42
А это уже Брянск 2005.
43
Израиль 2005.
44
Вот это меня особенно развеселило. Суровый Челябинск 2005.
45
Нью-Йорк того же года.
46
Вашингтон.
47
Алма-Ата 2006.
48
Сыктывкар 2006.
49
У себя дома в Омске в том же году.
50
Кунгур 2006. Там гастролей не было. Они играли в Перми, но в пещеру съездили.
51
А это уже Луганск.
52
Домбай 2006.
53
Мурманск того же года.
54
Новосибирск 2007.
55
Опять Домбай. Но уже 2007.
56
Осло.
57
Трёмсе. Как ни странно, но Летова заносило даже в Норвегию с гастролями.
58
Якутск.
59
Ну и последняя фотография в жизни Летова сделана в феврале 2008 года в Омске. За несколько дней до этого Игорь Фёдорович отыграл в Уфе и Екатеринбурге. Далее планировался тур, но, увы. 19.02.2008 Летов ушёл в своё последнее плавание.
60
Если рассмотреть немного географию гастролей, то выйдет интересная такая шутка. Он никогда не выступал в родном Омске. Не считая одного квартирного концерта в 1987 году. Впрочем, тот концерт он делал сам у себя дома и было это выступление, по сути, для своих. Первый нормальный концерт Летов дал в Новосибирске на квартире в 1986 году.
Полноценные гастроли у группы начались в 1988 году. Новосибирск, Тюмень, Вильнюс, Москва. Играл Летов и в Питере в ту пору, но в акустике.
Нормальное электричество в Ленинграде случилось лишь в 1989 году. Тогда же Летов расширил свою географию концертами в Симферополе, Харькове, Киеве, Воронеже, Таллинне, Барнауле и Горьком.
В 1990 году Летов порывался завязать с гастрольной деятельностью, но примечательно, что успел отыграть акустические концерты в Ангарске, Иркутске и Усолье-Сибирском. Сделав паузу в несколько лет географию Летов начал расширять в 1994 году. Добавились Луганск, Ставрополь, Ростов на Дону и Норильск.
В 1995 году появились на карте Пятигорск, Новочеркасск, Челябинск и Череповец.
За 1996 год Летов дал всего лишь 4 акустических концерта. Из новых городов Томск, Караганда и было еще выступление где-то в Горном Алтае.
В 1997 году появились Минск и Новокузнецк.
1998 год Краснодар и Ставрополь.
1999 год принёс на карту Ижевск и Нью-Йорк. В последнем играли, кстати, в клубе, владелец которого Дональд Трамп. Глядя же в целом на гастроли, то я удивляюсь, на что вообще жил гражданин Летов в 90-е. В ту пору, когда многие наши именитые рокеры плясали в Кремле и устраивали чёсы по городам, он играл более чем скромно. В 1999 году он дал всего 7 концертов. В 1998 году 10, а например в 1997 всего 8. Я не в укор пишу про какие-то там чёсы. Тут скорее просто удивление у меня. По мне-то как раз музыкант и должен регулярно бывать на сцене.
Видимо в начале следующего тысячелетия понимание этого пришло и к Летову. Да и кто бы, что не говорил, но именно в нулевые ситуация в стране хоть как-то устаканилась и все музыканты смогли кататься более-менее в туры. Так в двухтысячном году Летов отыграл цельных 20 концертов. Примечательно, что съездил в Израиль. Играл в Иерусалиме и Холоне. В России на карту добавились Рязань, Курган, Сергиев-Посад, Смоленск, Курск.
В том же году катался Летов и в Германию. Дал концерты в Берлине, Мюнхене и Нюрнберге.
2001 год. Комсомольск на Амуре, Воскресенск, Великий Новгород и Белгород. В Израиле Летов отыграл в Хайфе, а на Украине в Николаеве и Одессе.
2002 год. Егор добрался до Мурманска, Петрозаводска, Екатеринбурга и Тамбова. Так же были охвачены Пермь, Ярославль, Тверь. Удивительны концерты в таких городах как Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков. Еще были Владимир, Зеленоград, Казань, Самара и Иваново. Катался Летов в очередной раз и в Германию. Опять были Берлин и Нюрнберг. Ну и на Украине добавился Донецк.
2003 год. Подольск, Тольятти, Владивосток. В Израиле был добавлен Тель-Авив, а в Белоруссии Витебск. Ну и на Украине играла группа в городе Ровно.
2004 год. Калининград, Чебоксары, Тула.
2005 год. Брянск, Стерлитамак, Уфа, Тамбов, Волгоград. В США кроме Нью-Йорка в этот раз играли в Бостоне и Сан-Франциско.
2006 год. Орёл, Вологда, Сургут, Магнитогорск, Сыктывкар, Ухта, Муром. Ульяновск, Кола, Раменское, Красноярск, Чита. Побывала группа в новой для себя Алма-Ате, а на Украине добавился Хмельницкий.
2007 год. Якутск, Липецк, Псков. На Украине добавились Чернигов с Днепропетровском. И дала группа пару концертов в Норвегии. В Тромсё и Осло соответственно.
Собственно все города, где играл Летов, я перечислил. Я не переписывал полностью туры, а просто добавлял города по году посещения. Так-то в том же Харькове или Киеве Летов дал с десяток концертов. Но интересно, что он никогда не играл в Хабаровске и Улан-Удэ. Не было концертов в Кемерово, Оренбурге и Астрахани. Я подозреваю, что не умри он в 2008 году, добрался бы в итоге и до крошечных клубов Парижа или Лондона. Возможно, отыграл бы и в Кемерово, но история Летова кончилась 10 лет назад.
У меня же на этом всё. Спасибо вам за внимание.
§
§
О «гражданской обороне»
Мне кажется, что мы («Гражданская Оборона») — группа конца 60-х. По духу. По идее, которая в нас. Для меня 60-е — Родина. И дух, и иллюзии, и надежда. Может, это потому, что я так рано начал… натурально с детства. Но я очень хорошо и близко понимаю тех, кому сейчас за 30, — тех, кто тоже был сведен, выбит из ума навсегда рок-н-роллом и всем, что его сопровождало в те годы…
И мне кажется, как раз они-то и понимают или способны по-настоящему понять наши песенки. Во всяком случае, представители именно этого поколения из Академгородка Новосибирска первыми приняли то, что мы стали делать в 1984-1987 гг. В Академгородке до сих пор что-то такое из тех времен все еще ощущается — что-то правильное… настоящее. Родное.
У нас ведь все это происходило в 80-е, формально опоздав на два десятка лет, но по сущности, может быть, имело и более крутые масштабы, как у нас все обычно и происходит… Я не жалею! Мне, наоборот, повезло. Мне грех жаловаться. Рок — это последние искорки этакого вселенского кострища — которое либо само выгорело дотла, либо его потушили — из высших соображений.
Кузя Уо, Егор Летов и Игорь Джефф Жевтун
Фото из альбома «Прыг-Скок» (из собрания П.Каменченко)
О вере и надежде
Каждый раз, как закончу очередную какую-нибудь вещь — альбом ли, песню ли… — кажется, все. Дальше некуда. И ничего. И каждый раз вновь, по прошествии времени, напрягаешься, и прешь, и прешь… Вот Тарковский в одном интервью говорил о том, что ему больше остальных-прочих близки люди, осознающие свою ответственность и имеющие надежду.
Может быть, это и есть — надежда. Она и вытягивает каждый раз, заставляя вновь «шаг за шагом наутек». А иногда мне кажется, что самое сильное и настоящее — если отказаться и от надежды. Вот тогда-то, может быть, все и начнется!.. И все-таки, не знаю — слабость это или сила — надежда.
Дело в том, что я всю жизнь верил — верил — в то, что я делал. Я не понимаю, как без веры и надежды можно что-либо вообще делать — хотя бы и гвозди забивать! Все, что не имеет в себе этой веры, — не имеет и силы и являет собой, стало быть, то, что и являет (а ныне так повсеместно), — стебалово.
Да. Так вот. Пока я верил, что то, что я делаю, свернет на фиг весь этот миропорядок, — я и пел, и писал, и выступал. А теперь вышла ситуация из-под контроля. Проехали! вижу я, что никому это на … (фиг) не нужно. Теперь, во всяком случае. Это как развлечение стало для них для всех. Этакий цирк.
А развлекать кого бы то ни было я вот че-то не хочу. Вот не возникает у меня почему-то этого весомого желания. Пусть этим Пригов и Ко занимаются. И Мамонов. Бердяев, судя по всему, прав оказался — действительно, настал катакомбный период для носителей, хранителей культуры.
О музыке и о себе
Впервые с рок-н-роллом я столкнулся, когда мне было лет восемь, — это может мой братец подтвердить. Он тогда жил и учился в Новосибирске, в Академгородке, в ФМШ, кажется, и вот однажды он привез оттуда несколько пластинок — The Who «A Quick One», битловский «Револьвер» (американский)
и Shocking Blue «Scorpio’s Dance» — с целью записывать их всем желающим по трояку и этим, стало быть, поправлять свое материальное положение. То есть цель была сугубо рациональной — рок он никогда не любил… Тогда он джаз еще не слушал — только классику – Моцарта, Бетховена и иже с ними.
Так вот. Когда я впервые услышал песню The Who (уж не помню, как она называется — третья на первой стороне; первые две не играли — кусочек пластины был отколот), я получил одно из самых убойных потрясений в своей жизни. Я просто о……..!!! (очень удивился).
Я сразу для себя понял — вернее, что-то во мне внутри поняло, — вот оно, и в этом весь я, и это — для меня. Я всецело, по гроб обязан брату за то, что через него я так рано пришел в себя. Брат довольно долгое время записывал мне всевозможный рок — Beatles, Uriah Heep, Led Zeppelin, Pink Floyd, Nazareth, Iron Butterfly и многое другое — при этом ругательски ругал все это.
А что касается вкусов, то все происходило следующим образом: начал я с 60-х (Beatles, Creedence, Rolling Stones, Who, Country Joe & The Fish и пр.), затем лет с 12-ти с головой погрузился в «забой» (Sabbath, Led Zeppelin, Deep, Heep, Atomic Rooster, Nazareth).
Лет в 16 я врубился в Van der Graaf, King Crimson, Gentle Giant, Yes и, особенно, в ранних и средних Genesis — в немалой степени из-за их текстов (я с детства, опять же благодаря брату, довольно неплохо знаю английский). Я до сих пор с удовольствием слушаю «Supper’s Ready», «Trespass», не говоря уже о «From Genesis to Revelation», который вообще один из моих наилюбимейших альбомов в роке.
И вот, лет в 18 я понял, что все эти симфо-роки, арт-роки и прочая «умь» — полное дерьмо по сравнению с самым наиничтожнейшим альбомом ну… допустим, Quicksilver Messenger Service или Jefferson Airplane. Таким образом я вернулся вновь в психоделические 60-е (Woodstock, первые Pink Floyd, Hendrix, Love, самый ранний Captain Beefheart и, особенно, Doors), тем более, я тогда был крайне «хиппически» настроен.
Егор Летов и Константин Рябинов
Фото из альбома «Сто лет одиночества» (из собрания П.Каменченко)
Затем, году в 82-м или в 83-м, мне совершенно случайно попалась запись «Never Mind the Bollocks…», и мне как-то нутром дико понравилось, хотя умом я понял, что это крайне противоречит — с музыкально-эстетической точки зрения — всему тому, что наполняло меня в эти годы.
Этакое как бы раздвоение произошло. Я как раз тогда собрал «Посев». А затем я услышал Adam & The Ants «Kings of the Wild Frontier» и первый Specials. И я слушал весь вечер то одно, то другое, и тогда как-то вдруг, в один момент, понял всю эту музыку.
И с тех пор я все эти годы пережевывал множайшие массы новой музыки – и punk, и post-punk, и trash, и industrial, и hardcore, и… чего я только не слушал, и вдруг однажды словно вздрогнул и проснулся. Ибо вдруг в некий ослепительный момент осознал, что все это звуковое нагромождение 80-х — даже наилучшие образцы (Joy Division, например, или Scars) — кучка кала по сравнению с теми же Love, Doors, MC5, Stooges, Screamin’ Jay Hawkins’ом, Troggs, Hendrix’ом, Barrett’ом…
да с теми же Shocking Blue! Все это — и панк 80-х, и шумовая сцена, и Birthday Party, PIL всяческие – все это ненастоящее. За всем этим, кроме распухших амбиций и умственно-технических вывертов, нету ничего. Это все — кукольное, по большому счету, хотя и были (да и всегда есть)
исключения — Dead Kennedys, к примеру, или Dressed Up Animals. А тогда, в 60-е, особенно в Штатах (Англия все-таки страна по территории тщедушная, а это немало, на самом деле, означает), — любая самая дерьмовая команда, типа St.John Green или Crome Syrcus — каждой нотой доказывала, что все не зря.
Послушаешь, и так и хочется сказать что-нибудь типа: «Это — так». А главное, что даже формально (о содержании и энергии я просто молчу!) все, что натужно и пыхтя выскребали по сусекам Ники Кейвы, Сюкси, Лайдоны, Смиты, Страммеры и им подобные, — все это с говном содержится и в Velvet Underground, и в 13th Floor Elevators, и в Seeds, и у Kim’а Fowley, и в техасских гаражниках, и в детройтских.
Об анархии
Анархия — это такое мироустройство, которое лишь на одного. Двое — это уже слишком, безобразно много. И, судя по всему… все кругом испокон печально доказывают то, что и на одного-то — это уже слишком жирно.
Вот, собственно, и все, кроме… самого главного из всего, что хотелось выразить. Пусть не сложится мнение, что, мол, я сдался, сломался, и… я никогда не смогу себе это позволить — так как лидер группы «Гражданская оборона» никогда не проигрывает — он этого себе не позволяет и не имеет такого права.
Это как в «Handsworth Revolution» Steel Pulse — нас уничтожают, нас мочат, нас попирают, но все, что я есть, это — «Вавилон падает!». И так оно и есть. Он падает наглядно. И скоро окончательно ……… (упадет) — и то, что происходит сейчас, это история про Содом и Гоморру!
А насчет духа, — так он ведь всегда и везде, ничего ему не сделается, если где-то и убывает, то где-то прибавляется, и я знаю, что оно есть, и там все наши — и художник Пурыгин, и скульптор Сидур, и режиссер Параджанов. И я там, а вы — здесь. Счастливо оставаться.
(29.XII.1990. Омск)
Петр Каменченко («Лента.ру», очевидец, соучастник)
Сергей летов: «могу ли я еще раз переступить через себя? могу» | sad wave
Недавно джазовый музыкант и авангардист Сергей Летов выпустил автобиографическую книгу «Кандидат в Будды». Sadwave поговорили с легендарным саксофонистом об андеграунде, Курехине, «ДК», популярности и «Гражданской обороне».
Беседовал: Александр Бессмысленный
Почему вы назвали книгу «Кандидат в Будды?» Конечно, в книге есть этому объяснение – вы пишете, что это журналистская выдумка о том, что вас якобы выкрали в детстве буддисты, чтобы сделать ламой. Но почему вы так назвали книгу о самом себе? Вы себя Буддой ощущаете?
Во-первых, это название, конечно, журналистское, то есть призванное заинтересовать широкого читателя. На нем остановился мой издатель Вадим Назаров, который захотел добавить дальневосточного колорита. По этой же причине он или редактор книги выбрал мою фотографию, где я играю на южнокитайском народном инструменте. Во-вторых, я с отроческих лет с симпатией относился к буддизму, тем более к даосизму. Петр Капкин, автор этой журналистской провокации, если уж быть точным, должен был меня назвать кандидатом в бодхисаттвы. Но книга «Кандидат в бодхисаттвы» — это уже считается слишком сложным для нашего массового читателя. Вообще, название на обложке написано таким шрифтом, что не очень понятно, слово будда пишется с большой и маленькой буквы. Я предпочитаю с маленькой.
Расскажите, как писалась книга. Несмотря на то, что в интернете текста в свободном доступе нет, на ряде ресурсов можно найти ваши тексты начала 2000-х, которые называются так же, как некоторые главы «Кандидата в Будды».
Действительно, в нее вошли часть моих текстов, уже опубликованых в Интернете. Сама история их написания началась c арт-группы «Коллективные действия». В 1980-х годах я познакомился с ее руководителем Андреем Монастырским и стал принимать участие в перформансах группы. Эти акции обычно обрастали большим количеством документации. Во-первых, сначала описывалась сама акция: как она проходила, и чего удалось достичь. А после проведения перформанса некоторым из его участников предлагалось написать свой рассказ об акции, воспоминание, отзыв. В книгу, кстати, вошла пара этих текстов.
Много позже, уже в 2000-х, меня вновь подвиг на написание эссе израильский культуртрегер Денис Иоффе. Он попросил у меня текст о Сергее Курехине для его ныне уже несуществующего интернет-проекта «Топология Междуречья». После этих «Поминальных заметок» он же предложил мне писать о культурной жизни Москвы для сайта Topos.ru. Я долго отнекивался, считая себя литературно неспособным человеком. Но в итоге материальные потребности стали решающим фактором: там немного платили за тексты, и я взялся.
После появилась «конкурирующая фирма», сайт «Специальное радио», которым занимался Сергей Жариков, руководитель группы «ДК», в которой я играл в начале 80-х годов. Мне предложили писать и для них. В 2004 я написал один текст и для polit.ru. Это был такой период активного сочинительства, который через непродолжительное время закончился.
Однажды я получил письмо от Аркадия Драгомощенко, замечательного питерского поэта, близкого друга Сергея Курехина. Он предложил мне собрать эти интернет-тексты и издать книгу, поскольку, с его точки зрения, мои эссе хорошо отражают культурную жизнь Ленинграда 1980-х годов. Почему именно Ленинграда? Дело в том, что в 80-х Москва была «образцовым коммунистическим городом». Здесь допускались только разговоры на кухнях или секретные художественные акции в отдаленных подмосковных лесах («Коллективные действия»). А в Ленинграде проходила довольно бурная культурная жизнь, с выставками, концертами и выступлениями поэтов. КГБ там проводил такой эксперимент по либерализации: гласность, перестройка и т.п. Так что в Ленинграде много было открытых площадок: на Петра Лаврова, на Чернышевского, в рок-клубе на Рубинштейна 13. Я часто ездил в Питер и выступал с Курехиным в различных проектах.
В общем, Драгомощенко предложил собрать эти эссе и издать, и написал, что он «был бы первым читателем такой книги». Впрочем, эта идея не стала для меня руководством к действию. Решающим событием явилось предложение Анны Черниговской, вдовы Дюши Романова, флейтиста «Аквариума», написать такую книгу для издательства «Амфора».
Поначалу я пытался создать какое-то связное повествование. Но довольно быстро мне это надоело, я устал и решил просто собрать разные тексты, написанные мною на протяжении лет. Какие-то я оставил почти без изменений, какие-то существенно расширил или даже переписал. Но в целом именно эссе стали основой книги.
Что для вас в принципе означает понятие «андерграунд»?
Для меня это, прежде всего, некоторое сообщество, которое находится в оппозиции если не к власти (как я считал в начале 90-х), то к официальной культуре. Власть в нашей стране менялась с начала 90-х, но позиции официальной культуры не менялись практически никак. Этот истеблишмент в России оказался достаточно сильным.
Вообще, моя книга – это исполнение более крупного и, на мой взгляд, важного проекта. Название ему несколько лет назад мне подсказал Сергей Жариков, упомянувший в беседе древнекитайскую концепцию «исправления имен». В средневековом Китае существовала школа философов-номиналистов, которые особенно внимательно относились к правильному называнию вещей. Грубо говоря, они считали, «как вы лодку назовете, так она и поплывет».
Концепция Жарикова заключалась как раз в исправлении истории, в корректировке того взгляда на прошлое, который нам навязывает официальная культура. Например, благодаря некоторым московским, скажем так, либерально-развлекательным критикам из истории русского рока исключается группа «ДК» или «Гражданская Оборона», да и весь сибирский постпанк, а остаются только иконообразные Боб, Цой и Майк. Замалчиваются важнейшие культурные явления, которые не вписываются в рамки нынешнего официоза.
Моя книга стала одним из таких моих шагов на пути к «исправлению имен». Другой шаг в этом направлении – мое согласие преподавать историю музыки для студентов-журналистов в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ), сделан этот шаг был еще в 2004. В какой-то степени, это тоже акт «исправления имен», я изменяю музыкальную картину мира для будущих журналистов.
Вы участвовали во многих панк-проектах 1980-х годов. В том же «ДК» или «ХЛАМе», например. Вы считаете себя панком в принципе? Насколько важна эта составляющая в вашем творческом пути?
Вообще, о панке я услышал впервые даже не в «ДК», а познакомившись с замечательным ленинградским барабанщиком Александром Кондрашкиным. По своему ощущению жизни он был мне очень близок. Хотя он участвовал в записи альбома «Электричество» «Аквариума» Бориса Гребенщикова, все же был человеком панковской культуры.
Панком его можно было назвать уже обратив внимание на то, чем он питался: лук, постное масло, черный хлеб. Он был киномехаником, останавливаясь у него где-то в районе Пискаревки, я спал на раскладушке в центре комнаты, стены которой было полностью обклеены какими-то прокладками для куриных яиц – в качестве звукоизоляции. На одном из концертов он выступал в умопомрачительном голубом финском белье. Само отношение к реальности у него было конкретно панковским. А вот Сергей Жариков и «ДК» непосредственно панками не были. Это лишь рефлексия по поводу панка, так сказать, колхозный панк, утрированный, другая несколько идея. Жариков же изначально был концептуалистом, так что он панк-эстетику только использовал.
А вот то ощущение от Кондрашкина и других «почвенных» ленинградских панков было иным. Оно даже в чем-то перекликалось с мироощущением сибирского постпанка. Не скажу, что я полностью разделял эту эстетику, но она мне была понятна. А вот эстетика так называемого модного питерского рока: Борис Гребенщиков, Витя Цой, — это все несколько иное.
Надо сказать, что сегодня слава «Аквариума», «Зоопарка» или «Кино» затмила одну важную альтернативную им ленинградскую группу 1980-х годов. Мир тамошнего рока делился на два полюса. Это «Аквариум» и группы, примыкавшие к нему с одной стороны и «Странные и игры» — с другой. О «Странных играх» сегодня забыли как о ярчайшем явлении, однако эта группа была не менее популярной альтернативой «модному року». «Странные игры» мне в то время были очень интересны, и именно там играл Александр Кондрашкин. Он играл и в «Мануфактуре», «Джунглях», побеждавших в разные годы на фестивалях ленинградского рок-клуба в середине 1980-х.
Тот фри-джаз, которым я занимался в то время, легко адаптировался под нужды рок-музыки. И я хотел больше сотрудничать с группами, которые тяготели ближе к жесткому панку, с теми же «Странными играми». Но они меня почему-то не слишком принимали. То есть мы дружили, но в музыкальный мир свой они меня не впускали.
Сольное выступление Сергея Летова (2022 год)
Вас всегда будут сравнивать с братом Егором (Игорем) Летовым. И несмотря на то что вы сделали для советского и российского андерграунда не меньше, чем Егор, сегодня в массовом сознании именно он считается иконой андерграунда. Вы же, если в массовом сознании и присутствуете, то ассоциируетесь не столько с андерграундом, сколько с авангардом, который считается более элитарным и даже изнеженным. Почему так произошло?
Главное наше с братом различие заключалось в том, что я никогда не стремился к широкой популярности. Количество публики на концертах и число поклонников для меня никогда не было чем-то важным. Для меня правильным путем была верность своим убеждениям и интересам. Мы с Игорем много спорили об этом. Его раздражала моя, скажем так, элитарность – то есть адресованность немногим. Причем раздражала сильно. Он чувствовал в этом постоянное посягательство на собственную внутреннюю правду.
Когда Игорь был молодым человеком, он ощущал сильное давление с моей стороны, и многие мои знакомые справедливо меня за это порицали. Будто я слишком сильно на него давлю, пытаюсь привить ему свои взгляды на жизнь, а у него якобы есть свой собственный путь, правильный. Результатом этих разногласий и стал его отъезд из Москвы в Омск и прекращение наших совместных занятий музыкой в 1980-е годы. Возможно, он вел со мной молчаливый внутренний диалог.
В общем, да, у нас вышли разные пути. Я адресую свою музыку немногим, зато тем, кого я искренне уважаю. Образцом для меня являются перформансы тех же «Коллективных действий». На их акциях никогда не бывало более 25 человек, и преимущественно коллег – художников-концептуалистов, поэтов, писателей. Бывали акции для одного зрителя. Иногда для ни одного – были такие абстрактные перформансы-«заклинания». И я играю, в общем-то, для знакомых – в широком смысле. Для людей, которые в значительной степени разделяют мое отношение к жизни и искусству.
А для брата меркой являлась широкая популярность. Признание, успех. Не важно, у кого. И обязательно – дистанция между ним и аудиторией. Поэтому он никогда не выступал в Омске. Поэтому он никогда не открывал поклонникам дверь. Решетки были на окнах.
На самом деле, представления о его радикализме не очень обосновано. Игоря характеризует методичное выстраивание своего круга поклонников, определенный «маркетинг», если можно такое слово употребить. Брат использовал четкие стратегии, причем действовал довольно жестко в этом плане. Он много об этом думал и совершенно безошибочно вел себя. На этом отчасти и основан его успех. Помимо его поэтической гениальности, беспрецедентно высокой личной энергии и харизмы, конечно.
Эти различия между нами, кстати, стали очевидны буквально в первый год нашего совместного занятия музыкой. С 1983 года мы неоднократно возвращались к этим разговорам. Брат, например, очень негативно высказывался о том, что я играю в московском театре-студии «Человек». Там ставят только пьесы театра абсурда. Он говорил: «Я бы никогда не стал играть в зале на 45 мест».
А если говорить о влиянии, то последние 10 лет я чувствую влияние брата, причем не в музыке, а именно в отношении к аудитории. Я стал играть менее радикальную музыку, стал обращаться к элементам популярной музыки, стал обращаться к более широкой аудитории. Стал участвовать в проектах, высказывание в которых не носит столь радикальный характер, как в экспериментальной музыке или во фри-джазе. В какой-то степени это уступка взглядам моего брата.
Почему же тогда сегодня в массовом сознании практически забыт Сергей Курехин и его тоталитарная «Поп-Механика», в которой вы также играли? Ведь Курехин, тоже мощнейшая фигура в андерграунде, по многочисленным воспоминаниям современников, любил массовость и популярность не меньше, чем Егор Летов?
Да, Курехин был очень нацелен на то, чтобы быть модном, и стремился к выступлениям «Поп-Механики» на широкой публике. Ему это, кстати, удавалось в 80-х и самом начале 90-х. Помню, на концертах в СКК у нас было три вечера подряд 10, 9 и 8 тысяч зрителей. Я не помню, чтобы «Гражданская оборона» хоть раз в жизни собирала 10 тысяч человек. В принципе, ее аудитория – 3-4 тысячи. На рубеже 1990-х и 2000-х обсуждался проект совместного концерта «ДК», «ДДТ» и «Гражданской обороны», в каждой из которых я играл на каком-то этапе. С Юрой Шевчуком мы это даже обсуждали, но все в итоге уперлось в то, что «ДДТ» нужен зал не менее чем на 7 тысяч человек, на «ДК» и тысяча не придет, а на «Гражданскую оборону» могло прийти порядка 4 тысяч человек.
Что же до Курехина, то он занимался принципиально эстетически другими делами, своеобразным музыкальным соцартом. Наиболее важным курехинским проектом уже под конец его жизни, в 90-х стало обращение к эстетике поражения, глобального неуспеха. Это примерно то, о чем пел Игорь: «Это знает мое поражение, это знает мое торжество».
Мне сейчас вспоминается, что Курехин был заинтересован в эстетизации неуспеха с самого начала. Второе мое выступление с ним на публике произошло в крайне помпезном доме творчества в Ленинграде. На вечере были крупные ленинградские поэты: Драгомощенко, Кривулин. Выбегая на сцену с баритон-саксофоном, я поскользнулся и чуть не упал. Это вызвало у Курехина настоящий восторг. Для него было бы еще лучше, если бы я на самом деле упал. Он рекомендовал музыкантам подчеркнуто непафосный стиль. Если шапочка на моей голове, то какая-то вязаная, как бы инвалидная. Если длинные волосы, то завязаны набекрень. Дурацкий плащ. То есть элементы если не уродства, то юродства.
Сергей Летов в составе «Поп-механики» («Музыкальный ринг», 1987 год)
У Игоря такого не было никогда. Это принципиально разные подходы: работать над стратегией успеха и – над стратегией неуспеха. Например, «Поп-Механика № 418», где Дугин читает стихи на французском, Лимонов читает какие-то тексты, состоялась при крайне малочисленной публике. Посвящена была выдвижению кандидата на выборах, который в итоге занял последнее место. Безумная «Поп-Механика» с сербскими актерами, которые на сцене какую-то любительскую битву разыгрывают. Так что Курехин – это, прежде всего, радикальный авангард, попытка совмещения несовместимого. Похороны большого советского стиля.
У Игоря таких задач не было никогда.
Он обращался к людям, скажем, не очень интеллектуально подготовленным. Жил он в Чкаловском поселке в Омске, пролетарском районе, где также давали квартиры освободившимся из тюрьмы. Чужие люди туда не заезжали, потому что было опасно. Замызганные «хрущевки», разбитый асфальт. Во всем районе ни одного книжного магазина. Обитель преступного мира, алкашни. Забытый богом район. Вот там он прожил почти всю жизнь, с 1965-го по 2007-й. Только за несколько месяцев до смерти он переехал в престижный район Омска. Вся жизнь его прошла в «хрущевке». Игорь и обращался всю жизнь прежде всего к таким жителям Чкаловского поселка. Это же принципиально иной мир, иной подход к творчеству.
Тогда почему же Курехин был популярнее?
Времена были другие. Курехин всю свою популярность построил на обращении к советскому человеку. Он играл на культурных кодах советского времени. Это как анекдоты о Ленине, которые понятны только населению СССР. А иностранцам совершенно не смешно: почему мыло «по Ленинским местам»? Он что, не человек? А советский человек знал: нет, не человек. Он божество. Тело его лежит в мавзолее, но сам он с небес управляет Россией.
Тогда существовал определенный запрос на такие смысловые игры Курехина. «Поп-Механика» была чрезвычайно популярна только в Ленинграде. Почти не было выступлений в других городах. Ну, была «Поп-Механика №2» в Москве – но не в заполненном зале. Была в Эстонии, в зале на 100-200 мест. За границей были успешные концерты на первой волне открытости СССР – перестройка, гласность! Но когда первоначальный интерес к СССР схлынул, «Поп-Механика» осталась непонятой и, в общем-то, ненужной за рубежом.В Дании был очевидный неуспех. А «Гражданская оборона» взывала к гораздо более широкой аудитории. Причем к такой аудитории, которая в России будет сохраняться еще десятки лет.
Таких поселков как Чкаловский здесь множество, и они будут всегда. Существенная часть населения России родилась, выросла и живет в таких поселках. И Егор – певец для их души. А Курехин никакой не певец для души. Его «Поп-механика» — это было странное, монструозное явление, которое щекотало нервы советскому человеку, уставшему от регламентированного бытия общества СССР.
В недавно вышедшем документальном фильме о Егоре Летове «Здорово и вечно» есть кадры, где он говорит, что его музыка и вообще творчество – не интеллектуальное. А вы свое творчество интеллектуальным считаете?
Разница между нами в том, что у Игоря был один проект в жизни, который он постоянно и настойчиво разрабатывал. Образно это можно представить так: для Игоря – это человек, который идет в каком-то направлении. А для меня более подходит человек, который плывет или, скорее, держится на плаву. В реке или болоте – неважно. Для меня важно находиться в равновесии со средой, в этом есть кое-что от буддизма или даосизма. Я не делаю сознательных целенаправленных движений, а откликаюсь на запросы, которые мне поступают.
Предложила группа «Гражданская оборона» сыграть совместный концерт – сыграл. Почему нет? Мне было интересно оказаться в этой ситуации. Пригласили на перформанс «Коллективные действия» — да, лежал три часа в могиле. Неглубокой. Прислушивался, старался откликнуться. Попросило французское посольство выступить с Мишелем Уэльбеком, тогда еще мало кому известным – почему нет? Подготовил звуковую картинку под его стихи.
Сергей Летов в составе «Гражданской обороны»( 2002 год)
Такая отзывчивость приводит к тому, что я встречаю много разных интересных и взаимоисключающих людей. В этом есть определенная тактика. Но у меня нет желания высказаться самому. Я участвовал в порядка сотне записей, но за всю жизнь не выпустил ни одного диска, на котором крупными буквами можно было бы написать «Сергей Летов». Вообще нет такого желания.
Многие иронизируют и говорят: «Он везде сотрудничал, но что он сам сделал?» Я в принципе с этими упреками согласен, но мне не хочется находиться на переднем плане. Мне хочется быть причастным, находиться в равновесии с ситуацией. Мне не хочется выступать с каким-то глобальным планом. Мне интереснее откликаться и быть там, где этого требует ситуация. Это такая импровизация на уровне испытания. Могу ли я переступить через собственное «я» еще раз? Могу.
Тогда какие ваши проекты самые неинтеллектуальные?
Наименее интеллектуальный мой проект – это, конечно, сольный проект с электронным сопровождением. Он достаточно простой. Единственная интеллектуальная его составляющая – это демонстрация широкой публике, что музыкант, который имеет репутацию авангардиста, может существовать в довольно банальной акустической обстановке и чувствовать себя прекрасно.
Это наиболее популярный мой проект. Я им зарабатываю деньги.
То есть чем глупее, тем популярнее?
В целом, да, наверное. Когда я только начинал играть на саксофоне, у меня не было и мысли о выступлениях перед публикой. Мне просто было интересно этим заниматься, играть на саксофоне. Не было желания встряхнуть волосами, принять героическую или страдальческую позу. Ситуация, скорее, вынуждала меня: раз уж играешь, так сыграй на концерте.
Как вы относитесь к проникновению политики в искусство? И Игорь Летов, и Сергей Курехин на каком-то этапе сильно увлекались политикой. Было даже красивое объяснение этому: каждый музыкант и артист на каком-то этапе начинает чувствовать «потолок» своего искусства и хочет выйти за эти пределы. И политика – это как раз следующий шаг. Вы этот взгляд разделяете?
Не разделяю. Искусство это, в определенной степени, все-таки игра. А политическая борьба претендует на серьезность, важность. Если посмотреть на иных современных общественных деятелей, то в их деятельности заметно очень много позерства. Они остаются художниками, но постоянно пытаются, так сказать, привинтить перо к штыку. В этом есть элемент игры, а соратники-то вынуждены воспринимать все за чистую монету.
Для меня главная задача искусства состоит в освобождении человека. Но я не имею в виду изменение сиюминутной политической ситуации. Именно этого освобождения от ложных, навязанных альтернатив, расширения сознания я хочу добиться, публикуя книгу, своим преподаванием будущим журналистам или фри-джазовой импровизацией на саксофоне на рейв-вечеринке.
У меня есть политические симпатии. Но они в концертной и музыкальной практике не проявляют себя никоим образом. Говорить о политических симпатиях – это частное дело человека. А художник – это не частный человек. Художник должен быть более свободен, чем текущий политический момент. Я могу выступать перед людьми, политических взглядов которых я не разделяю вообще. Или оказывать организационную поддержку проектам артистов, которые по политическим взглядам со мной расходятся практически по всем. Но я не вижу в этом парадокса или продажности. Я в этом вижу свои задачи освобождения.
Что вы скажете о современном андерграунде? Насколько он отличается от андерграунда 1980-х годов?
Надо сказать, что степень моей толерантности начинает постепенно снижаться. Основная проблема нашего андерграунда, которой я в 80-х не придавал большого значения, — это его высокий уровень вторичности. Сегодня я практически перестал ходить на выставки, хотя в 1990-х и начале 2000-х старался посетить как можно больше. Рыцарем тусовки назвать меня сегодня точно нельзя. Мне кажется, происходившие культурные процессы в последние годы не несут в себе той важности, которая им часто приписывается.
Большое разочарование нашей интеллектуальной элитой и актуальным искусством во всех его проявлениях. Сама подчеркнутая актуализация искусства вызывает ассоциацию с гальванизацией трупа. Мне представляется, что художникам и музыкантам сейчас следовало бы просто делать свое дело, а не выискивать пути к успеху любой ценой. Действовать по наитию. Откликаться на те задачи, которые ставит ситуация. Больше открываться широкой публике (опять же, в этом влияние брата).
Дело в том, что в 1980-е годы общество было намного более энергичным, оно было и в интеллектуальном плане лучше подготовлено. Искусство было для гораздо большего числа людей способом познания окружающего мира. Артист был властителем дум. За последние 30 лет ситуация изменилась существенно. Отношение общества к искусству стало гораздо более потребительским. Люди хотят просто отдохнуть и развлечься, «познавать мир» им ни к чему. «Сделайте нам красиво за небольшую плату. Не сделаете – пойдем в другое место». Аудитория активно голосует ногами, и артист вынужден подстраиваться. Ровно по той же причине успех, а не внутренняя правота, – это, увы, главный мотив современного музыканта или художника.
Для современных молодых людей поставить успех под вопрос, пожертвовать им – это дикость. Когда мы говорим о нашем андерграунде, я не знаю, есть ли он сейчас. Идеи успешности, насаждаемые официозом, настолько глубоко проникли в общество, что сейчас даже панки или фри-джазовые музыканты не пытаются создать что-то новое, а копируют существующие модели, которые ранее привели кого-то из этой среды к успеху. Что надо сделать, чтобы стать успешным? Не давать интервью. Или делать какие-то нарочитые антисоциальные поступки. Не страдать от отсутствия успеха – вот что сегодня сложно.
В 90-х годах было такое движение ЗАИБИ — «За анонимное и бесплатное искусство», которое развивал некто Владимир Говно. Вот сегодня этот лозунг как никогда актуален для российского андерграунда. Совершенно не созвучный нынешнему времени. Но вот это как раз и есть – настоящий андерграунд.
Судя по вашей логике, единственное спасение современного андерграунда – это любитель-энтузиаст, зарабатывающий деньги чем-то другим и не думающий о самореализации как художника.
Необязательно. Лет 10 назад, кстати, говорили о трансавангарде. Хотя это тоже оказалось коммерческим трендом. Вообще, я склонен соглашаться с Делезом и Гваттари, с книгой «Капитализм и шизофрения», которая утверждает: капитал эффективно подчиняет себе все процессы, направленные против него. Единственное, чего он не может переварить – это безумие и саморазрушение. Есть ли другие пути для развития андерграунда сегодня? Может быть, он может также мимикрировать под поп-культуру, использовать ее атрибуты и элементы в своих целях? Под таким углом, кстати, можно смотреть на творчество моего брата в «Гражданской обороне». Он пользовался простыми, пригодными для массового слушателя музыкальными формами, но вкладывал туда чуждые поп-культуре идеи. За счет вот этого зазора между простой музыкальной формой и гениальным поэтическим содержанием в то время и создался заряд андерграунда, который стал вызовом официальной культуре.
Фашист, коммунист, пидарас…
И вот однажды ночью у меня зазвонил телефон.
— Алло, Петр? Это Егор Летов, — нормальный голос в трубке.— Да. Здравствуйте, Егор.— Как твоя фамилия? — теперь голос звучал хрипло и зловеще. — Каменченко…— …… морда, фашист, коммунист, пидарас…, — голос сорвался на высокочастотный визг.
— А в чем, собственно дело?— Это вы «Сто лет одиночества» ремастировали? — спокойно, даже с некоторым сочувствием поинтересовался Летов. — Да. — Тварь, падла, фашист, коммунист, пидарас…, у меня здесь тысяча боевиков, сейчас мы к тебе придем, будем резать, убивать, вешать на столбах, с живого кожу сдерем…, — Летов вопил в истерике минут пять. — Да что случилось-то? — удалось мне вставить в паузе вопрос. — Сука, тварь, фашист…
Постепенно выяснилось, что тот самый «цифровой мусор», что я так безжалостно изничтожил, был важным концептуальным решением и нес главную смысловую функцию всего альбома. Егор собирал его несколько лет (в это я не поверил!) с разных пленок, и в его понимании «Сто лет одиночества» должны были заканчиваться двумя-тремя минутами именно такого треска и писка…
Вот так, по неразумению и разгильдяйству, был уничтожен шедевр. Жизнь мне сохранить удалось, позже я несколько раз встречался с Егором, но об этой истории и нашем ночном разговоре никто уже не вспоминал.
Сегодня все издания BSA-Records считаются коллекционной редкостью.
(23.XII. 2022. Москва)