- Описание
- Китайско-американский основной танк jaguar
- Steam community :: guide :: заградитель jaguar — подробный гайд
- Бронезащита и живучесть
- Вспомогательный калибр
- Главный калибр
- Дополнительное вооружение
- Достоинства и недостатки
- Испания
- Истоки и техника
- Историческая справка
- Конвойная служба
- Норвегия
- Подвижность
- Применение в бою
- Танк «ягуар»
Описание
Эсминец «Ягуар» относится к тому же проекту 1924 года, что и его линейный собрат «Леопард». Оба корабля входили во вторую, так называемую «звериную» серию из шести кораблей. Эти два эсминца были заложены на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене одновременно и вступили в строй с разницей в два с половиной месяца.
Проект 1924 года являлся дальнейшим развитием проекта 1923 года по которому были построены шесть кораблей первой, «птичьей» серии, но корабли этих двух серий были весьма близки друг к другу, так что некоторые историки числят их не кораблями разных проектов а двумя несколько отличающимися производственными сериями.
Интересно, также, с классификацией. В игре и в Версальском соглашении эти корабли причислены к эскадренным миноносцам (destroyer, zerstörer), в то время как сами немцы именовали их миноносцами (torpedoboot), понимая, что эсминцы должны быть все же несколько крупнее и мощнее.
Корабль вошел в состав флота 15 августа 1929 года, в 1931 году прошел модернизацию вместе с остальными миноносцами «птичьей» и «звериной» серий, получив современные 533-мм торпедные аппараты и новые 105-мм пушки. Вообще к установке на «звериную» серию планировались 128-мм орудия и даже проходили испытания на «Лухсе» и «Леопарде» (именно в такой конфигурации «Леопард» представлен в игре), но английский посол заявил протест а Германия тогда еще придерживалась Версальских ограничений, так что пришлось удовольствоваться 105-мм SK C/32.
Эсминец «Ягуар» является премиумным и находится на III ранге немецкого флота с БР 3.7 в АБ и РБ. Эсминец был одним из призов в «Операции З.И.М.А.» в 2022 году.
Китайско-американский основной танк jaguar
В середине семидесятых годов прошлого века отношения между Китаем и Соединенными Штатами Америки стабилизировались, а к концу десятилетия страны наладили полноценные дипломатические отношения. В то время Вашингтон рассматривал Китай не как конкурента, но как некую «буферную страну» между СССР и США. В долгосрочной перспективе американцы надеялись поспособствовать превращению Китая в мощную страну, которая могла бы оттянуть от них часть внимания Советского Союза. Решать эту задачу планировалось не только дипломатическими, но и экономическими методами. Среди прочего США планировали передать Китаю ряд технологий, в том числе и оборонных, которые могли бы подстегнуть развитие китайского вооружения. Естественно, к передаче предлагались далеко не самые продвинутые технологии, однако и они могли изменить баланс сил в Евразии.
Результатом именно такой политики официального Вашингтона стало появление первого и последнего на данный момент совместного проекта в области бронетехники. США и Китай сообща начали глубокую модернизацию среднего танка «Тип 59» и его дальнейших модификаций, представлявших собой китайский вариант советских бронемашин Т-55. Перспективный основной боевой танк получил название Jaguar. Планировалось, что этот танк будет поставляться только третьим странам, что значительно повлияло на его облик. От китайской стороны в проекте участвовала компания CMEC, Соединенные Штаты представляла фирма Cadillac Gage.
Разработка нового танка началась примерно в середине восьмидесятых годов. Согласно соглашению о начале работ, фирмы разделили обязанности следующим образом. Китайские инженеры должны были разработать бронированное шасси, а американские – башню и комплекс вооружения. Тогда посчитали, что именно такой подход к проектированию обеспечит наиболее высокие характеристики будущей машины. Кроме того, таким образом США могли поделиться с Китаем некоторыми важными технологиями, но при этом не отдавать то, чем делиться не следовало.
Поскольку задачей было создание сравнительно дешевого танка для экспортных поставок, китайские конструкторы взяли за основу шасси танка «Тип 69», который фактически представлял собой модификацию «Типа 59». Общие моменты конструкции шасси остались прежними, но она претерпела определенные изменения. К примеру, для повышения уровня защиты было добавлено несколько новых бронелистов. Борта корпуса «Ягуара» стали немного толще, чем у «Типа 69», а на лоб корпуса были добавлены два дополнительных листа. К сожалению, неизвестно, как именно их разместили: непосредственно на «родной» броне корпуса или на определенном расстоянии от нее с заполнением полости неким третьим материалом. Так или иначе, уровень защиты лобовой проекции заметно вырос.
Интересной чертой нового бронирования стал его внешний вид. Благодаря гладкому «зализанному» лбу корпуса и оригинальным бортовым экранам новый танк внешне отличался от других бронемашин и выглядел, что называется, футуристически. На разных изображениях прототипов нового танка бортовые экраны имеют разные очертания, а их внешний вид позволяет предполагать применение как резиновых и резинометаллических, так и только металлических панелей. Однако на более поздних изображениях длинномерные металлические детали отсутствуют, а вместо них используются цельнорезиновые детали.
Согласно техническому заданию на проект, боевая масса нового танка должна была равняться 41-42 тоннам. Это было больше, чем у исходного «Типа 69» и поэтому пришлось доработать силовую установку. Вместо китайской копии дизеля В-55 на Jaguar решили устанавливать дизель Detroit Diesel 8V-92TA мощностью 750 л.с. Использование этого мотора, несмотря на возросшую боевую массу танка, сулило небольшое, но повышение ходовых качеств. Согласно расчетам, «Ягуар» смог бы разгоняться на шоссе до 55-60 км/ч и преодолевать на одной заправке до 550 км. Ходовая часть танка Jaguar почти полностью аналогична соответствующим агрегатам машины «Тип 69». Она имела по пять опорных катков на борт, направляющие и ведущие колеса. Опорные катки устанавливались на торсионной подвеске с применением гидропневматической амортизации. Примечательно, что ходовая часть танка «Ягуар» сохранила характерный признак всех машин, созданных на базе советского Т-55 – зазор между первой и второй парой опорных катков. Опорные катки получили новый резиновый бандаж, а гусеницы – резинометаллический шарнир.
Компания Cadillac Gage разработала башню для «Ягуара» на базе готового боевого модуля от легкого танка Stingray. Основным оружием танка стало нарезное орудие M68 калибра 105 миллиметров, представлявшее собой лицензионную копию британской пушки L7. Внутри боевого отделения удалось разместить 34 унитарных выстрела для пушки. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, а на башне предусмотрели зенитный пулемет калибра 12,7 миллиметров. Выбор типа вспомогательного оружия оставили за заказчиком. Вне зависимости от него, ящики для боеприпаса позволяли перевозить до 3500 патронов для спаренного пулемета и до 600 для зенитного. Пушка и спаренный пулемет могли наводиться по вертикали в пределах от -4 до 17 градусов. Горизонтальная наводка – круговая.
Наведение пушки осуществлялось при помощи электрогидравлической системы с двухплоскостной стабилизацией. Система управления оружием DFCS почти без изменений была заимствована с легкого танка Stingray. Командир и наводчик располагали несколькими прицелами, в том числе и ночными, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Широкое использование в «Ягуаре» агрегатов и аппаратуры «Стингрея» было обусловлено тем фактом, что оба этих танка изначально делались для продажи третьим странам.
Разработка башни с использованием американских наработок привела к интересному изменению в области рабочих мест экипажа. На китайских танках того времени командир и наводчик располагались слева от пушки, заряжающий – справа. На танке Jaguar, как и на «Стингрее», рабочее место заряжающего разместили слева от казенника орудия, а наводчик и командир работали справа от него. Поскольку бронированное шасси создавалось на основе танков «Тип 59» и «Тип 69», отделение управления осталось на прежнем месте: слева от продольной оси.
Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, CMEC и Cadillac Gage предусмотрели возможность замены тех или иных электронных систем на аналогичные. Предполагалось, что в таком случае любой покупатель сможет заказать танки с необходимым составом оборудования. По состоянию на конец восьмидесятых годов один экземпляр танка Jaguar, вне зависимости от конкретного состава оборудования, обошелся бы покупателю в 2,4 миллиона долларов.
Ориентировочно в 1988 году началось строительство первых двух прототипов нового танка. Американские участники проекта прислали две готовые башни, но вскоре вышли из проекта. В 1989 году, после событий на площади Тяньаньмэнь, руководство Соединенных Штатов запретило любые отношения с Китаем в военно-технической сфере. Повинуясь этому указу, компания Cadillac Gage отказалась от продолжения сотрудничества. В дальнейшем Китай самостоятельно достроил оба прототипа и провел их испытания. Ожидаемые характеристики полностью подтвердились, хотя обнаружились и недостатки. Китайская фирма CMEC в течение некоторого времени пыталась создать собственный боевой модуль для нового танка и представить его для продажи, но не смогла сделать даже копию американской башни. Из-за отсутствия подходящей башни и невозможности дальнейшего развития, проект основного танка Jaguar был закрыт. Военно-техническое сотрудничество Китая и США, а тем более создание совместных проектов, более не возобновлялось.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
http://chnarmy.com/
http://vestnik-rm.ru/
Steam community :: guide :: заградитель jaguar — подробный гайд
Всем доброго времени суток.
Jaguar — Любимчик многих пилотов, и не зря. Это крайне разносторонний корабль. Его можно зафитить как в выживаемость, так и в агрессивную аркаду. Также им просто приятно играть 🙂
Все изменения баланса касающиеся Ягуара я стараюсь оговаривать в комментариях. Таким образом вы сможете скорректировать билд.
Существует как минимум 3 ключевых фита:
- Универсальный Рейган
- Аркадная Сингулярка
- Прикрывающий Гаусс
У каждого совершенно разный стиль игры. Мы подробно рассмотрим все их. Вы сможете сами решить какой из билдов больше подходит вашим предпочтениям, целям и навыкам.
Каждый фит будет начинаться как новое руководство, т.е. возможны повторения, если причины взятия, например, слотов, аналогичные с предыдущими.
К каждому слоту, бонусу, таланту есть описание что они дают, а также мои объяснения почему взяты именно они.
Руководство большое и подробное, не забывайте пользоваться оглавлением справа для удобной навигации.
Картинки кликабельные. На них подробнейшие характеристики звездолета. Не бойтесь нажать и изучить 🙂
§
Бронезащита и живучесть
Собственно, бронирование у корабля отсутствует за исключением 8-мм щитов орудий ГК. Вся прочая защита уязвимых модулей относится исключительно к конструктивной. По образцу ранних миноносцев с угольным питанием котлов, по бортам расположены обширные топливные танки, их назначение — прикрыть котельные отделения.
Три котла военно-морского типа эшелонированы продольно, над ватерлинией возвышаются примерно на треть и прикрыты топливными танками по бортам на всю высоту, спереди — примерно на ⅔ высоты. Турбины фирмы «Шихау» расположены в турбинном отсеке бок о бок, по бортам не прикрыты, но над ватерлинией выступают весьма незначительно.
Экипаж корабля для эсминцев весьма мал и составляет 120 человек. Отчасти помогут сохранить экипаж модули «Вентиляция» и «Защита от осколков».
Вспомогательный калибр
Вспомогательный калибр (а по сути — зенитная артиллерия) представлен четырьмя 20-мм установками C/30. Морская тумбовая установка Pedestal L/30 имеет углы горизонтального наведения ±180° и вертикального — -10/65°. Скорость горизонтального наведения составляет 55°/сек, вертикального — 47°/сек.
Орудия представляют собой морской вариант автоматической зенитной пушки Flak 30, разработанной фирмой «Рейнметалл» на базе швейцарской системы «Солотурн» ST-5. Боепитание орудия магазинное, ёмкость магазина — 20 патронов. Скорострельность составляет 276 выстрелов/мин. Боекомплект составляет 2000 патронов на ствол. Доступны следующие набивки магазинов:
- Универсальная: БТ-Б-ОФТ-ОФ;
- Осколочно-фугасно-трассирующая: ОФ-ОФТ-ОФ-Б;
- Бронебойно-трассирующая: Б-БТ-Б-ОФ.
Так как вести огонь этим орудиям придется в основном по самолетам, стоит весь боекомплект заполнить ОФт-магазинами, так как они наиболее эффективны против воздушных целей. Расположены пушки достаточно продуманно, так что по атакующему самолету с любого ракурса будут стрелять по крайней мере три из них. Таким образом, хотя четыре орудия — это довольно немного для этого БРа, перед авиацией корабль не совсем беззащитен.
Главный калибр
Главный калибр «Ягуара» составляют три, хорошо знакомых по БДБ AF D3, 105-мм морских орудия SK C/32 в одноорудийных установках. Лафет MPL C/32(gE) обеспечивает стрельбу с большими углами возвышения, что делает ГК эсминца универсальным.
Углы наведения по горизонтали составляю ±180° (±145° для кормового орудия), по вертикали -10/70°. Скорость наведения по горизонтали и вертикали 8°/сек. Заряжание унитарное, скорострельность 15 выстр./мин. Снаряд к орудию доступен фактически один — ОФ снаряд Spgr. L/4.4.
А вот взрыватели в этот снаряд могут быть вкручены разные, что и дает в итоге заявленное разнообразие боеприпасов. Взрыватель Kpf.Z — обычный контактный фугасный, имеет чувствительность 0,1 мм и задержку подрыва 0,3 м, что снижает бронепробитие на всех дистанциях до 20 мм.
Взрыватель Bd.Z — инерциальный донный, имеет чувствительность 1 мм и задержку подрыва 4 м, что позволяет эффективнее работать по защищенным целям. И, наконец, взрыватель Zt.Z — дистанционный, предназначенный для зенитного огня.
Боекомплект составляет всего по 100 выстрелов на орудие, так что, учитывая достаточно высокую скорострельность, огонь надо вести только наверняка, избегая бесцельного разброса снарядов.
Дополнительное вооружение
Торпедное вооружение состоит из двух торпедных аппаратов, заряжающихся стандартными немецкими 533-мм парогазовыми торпедами G7a. Боевая часть торпеды несет 280 кг состава SW39a[1], что эквивалентно 358,4 кг тринитротолуола.
Торпеды двухрежимные, с помощью модуля «дальность хода торпед» есть возможность в порту переключать режимы хода. В стандартном, он же «короткоходный», режиме дальность хода торпеды составляет 6000 м на 44 уз. (81 км/ч). В «дальноходном» режиме дальность возрастает до 14 км, но скорость при этом падает до 29,9 уз. (56 км/ч), что сильно повышает шансы цели избежать попадания маневром.
Отличительной особенность является неспособность торпедных аппаратов вращаться на 360°, максимальный угол поворота составляет только 270°.
Достоинства и недостатки
Если сравнивать с ранними ЭМ, то — эсминец как эсминец. Со своими достоинствами и недостатками. В какой-то мере, наследники «звериной» и «птичьей» серии в лице линейного Т22 и премиумного Т31 могут показаться даже интереснее, вследствие несколько лучшей маневренности при сходной огневой мощи. Тем не менее, эсминец вполне заслуживает внимания и при грамотном подходе очень даже может себя проявить в бою.
Достоинства:
- Хорошая скорость и маневренность;
- Отличная баллистика ГК;
- Достаточно дальноходные торпеды.
Недостатки:
- Малый экипаж;
- Малый боезапас ГК.
Испания
В составе 3-й флотилии эсминцев «Ягуар» в 1935 году отбыл в испанские воды. Собственно, в боевых действиях миноносец не участвовал, занимаясь, главным образом, эвакуацией гражданского населения не втянутых в конфликт стран. 21 ноября по 3 декабря он сопровождал поврежденный «Вольф» в Германию, где и был выведен в резерв.
Истоки и техника
Рождение Jaguar XF пришлось на довольно сложный период в истории марки. Все инженерно-конструкторские работы осуществлялись еще тогда, когда Jaguar входил в империю Ford, но как раз в год выхода модели на рынок контроль над компанией перешел к индийскому концерну Tata.
Тем не менее смена владельца прошла гладко, и эта «революция в верхах» никак не повлияла на запуск модели в серию, хотя многие эксперты в то время предрекали, что у компании будут сложности с поставкой необходимых компонентов. Конструкторы Центра дизайна и инжиниринга использовали в качестве основы для проекта с заводским кодом X250 заднеприводную платформу Ford DEW98.
Действительно, автомобиль, получивший название Jaguar XF и представленный в виде концепта весной 2007-го на NAIAS в Нью-Йорке, а в виде серийного автомобиля – осенью того же года во Франкфурте, имел немало общих компонентов с автомобилями Ford. В первую очередь это касалось линейки двигателей:
ранние XF оснащались бензиновым турбомотором Ford Ecoboost объемом 2,0 литра и мощностью 240 л.с., трехлитровым 238-сильным атмосферным V6 Jaguar AJ 126 (представляющим собой несколько модифицированный Ford Duratec). Фордовские корни имели и дизельные V6 Lion (Ford AJD) объемом 2,7 л (204 л.с.) и 3,0 литра мощностью 240 или 275 л.с. (с 2009 года XF оснащался только трехлитровыми дизелями).
Кроме того, от предшественников, Jaguar S-type и более крупных XK и XKR, модели достались два бензиновых V8 объемом 4,2 литра, атмосферный AJ33 (300 л.с.) и оснащенный механическим нагнетателем AS33S (420 л.с.). В 2009-м появилась и «сверхзаряженная» версия XFR с 5-литровым AJ-V8 Gen III мощностью 510 л.с. (этот двигатель также оснащался нагнетателем). Именно такой автомобиль использовал Пауль Джентилоцци во время рекордных заездов на соляном озере Бонневиль.
В пару ко всем этим двигателям были выбраны 6-ступенчатые гидромеханические автоматы ZF 6H26 и 6HP28, автомобили могли иметь как задний, так и полный привод.
Особо следует отметить работу дизайнеров. Внешностью новинки занимался Ян Каллум, причем при работе над кузовом были широко использованы методы компьютерного аэрогидродинамического моделирования (CFD, Computational Fluid Dynamics), ну а работу над интерьером возглавил Алистер Уэлан.
Ему удалось совершить некую революцию во внутреннем дизайне Jaguar: если интерьер предшествующих моделей вызывал ассоциации с викторианским и виндзорским стилями, а также мебелью в стиле чиппендейл (массивно, деревянно, богато), то в оформлении XF ставка была сделана на более современные формы и сочетание кожи, дерева и алюминия.
В 2022-м автомобиль претерпел рестайлинг, коснувшийся прежде всего светотехники и оформления передней и задней частей автомобиля. Кроме того, тогда же гамму двигателей пополнил экономичный дизель Duratorq объемом 2,2 литра и мощностью 190 л.с., а 6-ступенчатые автоматы сменила 8-ступенчатая коробка ZF 8HP70.
В целом продажи Jaguar XF шли очень ровно: автомобиль как сразу набрал достаточную популярность (в 2009-м было продано 30 906 машин), так и сохранял ее до 2022 года, когда его cменил Jaguar XF второго поколения. Пик этой популярности пришелся на 2022 год – тогда в мире было продано более 48 000 XF, а всего с 2008 по 2022 год было реализовано 202 678 таких автомобилей.
В России XF продавался куда более скромными темпами, по 300-400 единиц за год. Тем не менее у автомобилей Jaguar есть и репутация, и лояльная аудитория. И человек, который хочет получить эксклюзивный, выделяющийся в потоке автомобиль с отличной динамикой и управляемостью, не поступаясь при этом комфортом, вполне может попробовать присмотреть XF на вторичном рынке: предложений по этим машинам не слишком много, но они все же есть.
При этом цены выглядят достаточно привлекательно: за Jaguar XF 2008 года просят около 700 тысяч рублей, а экземпляры, произведенные в 2022-2022, стоят порядка 1,6-1,7 миллиона. Но прежде, чем решиться на такую покупку, стоит почитать, что пишут о своих «котах» их нынешние и предыдущие владельцы.
Тем, кто решит приобрести Jaguar XF в качестве единственного семейного автомобиля, обязательно нужно принять во внимание следующее обстоятельство: английские конструкторы, конечно же, несколько сменили приоритеты по сравнению с теми временами, когда они умудрялись сделать пятиметровый седан с салоном чуть ли не меньшего объема, чем у классических Жигулей. Тем не менее пространство на втором ряду сидений XF никак нельзя отнести к сильным сторонам модели.
«На заднем сидении места меньше, чем в одноклассниках (Пассат, Ауди и пр.)», «Единственный минус – тесновато задним пассажирам. Но ездили я и жена, и всегда на передних сиденьях», «Маленькое пространство для задних пассажиров: сидя за мной на заднем сидении (мой рост 186 см), комфортно себя будет чувствовать разве что трехлетний ребенок», «Несмотря на длиннющий кузов (5 метров без 4 см), сзади места мало.
Вообще в отзывах сетования на тесноту на заднем диване являются общим местом. Многие отмечают, что трем взрослым пассажирам на втором ряду совсем уж неудобно из-за высокого трансмиссионного тоннеля. Словом, Jaguar – это автомобиль для водителя. Вот ему – и комфортно, и удобно (но об этом мы поговорим чуть позже).
Не слишком хорошо обстоят дела и с багажником. О нем пишут, что он есть, но пару друзей с чемоданами из аэропорта уже не встретишь. Типичная оценка звучит так: «Багажник маленький, проем багажного отделения ещё меньше. Вещи четверых взрослых, отправляющихся в полноценный 2-недельный отпуск, в эту машину не влезут» (хотя многие считают, что все не так уж плохо, и объем багажника соответствует среднему по сегменту).
Не балует XF и обилием емкостей для разнообразных мелочей: «Мало места под вещи (сравниваю с Mercedes W212), и наглядной иллюстрацией данного пункта может быть то, что невозможно никуда спрятать Ipad: в перчаточный ящик не помещается, в подлокотник – тем более.
Зато внешность любимого «Кота» обычно является предметом законной гордости владельцев: собранный, спортивный, агрессивный. Есть ощущение, что он и правда готовится к прыжку. Он необычен, он запоминается, он не надоедает. Многие в свое время решились на покупку именно потому, что на них произвел неизгладимое впечатление дизайн модели: «На Ягуар, честно говоря, я запал достаточно давно – дизайн просто завораживает».
Один из владельцев так описывает свое восприятие облика этого автомобиля: «Дизайн экстерьера! Даже не знаю, как лучше выразить словами те эмоции, которые дарит один только внешний вид этого автомобиля. Он роскошный! Конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные, но мне кажется, даже для самого придирчивого ценителя дизайн всё равно как минимум неплох!
Большое количество хрома эффектно дополняет общую картину дороговизны. Передние фары – ещё дорестайлинговые – как по мне, смотрятся более вычурно: новые, конечно, наряднее и спортивнее, но аристократичность у них немного теряется. Сзади на полоске хрома ещё красуется надпись Jaguar.
На новых почему-то убрали, как по мне – зря! Особенная фишка – хромированные жабры на крыльях, также с надписью Jaguar». Кстати, в плане оценки внешнего рестайлинга 2022 года автор этого отзыва не одинок. Вот такая оценка мне попалась: «Если хотите знать мое мнение об XF2022 – морда стала симпатичней, но корма потеряла свою прелесть и уже не вызывает ассоциаций с Aston Martin».
Но особенно греет души владельцев внимание со стороны: «Машина необычная, притягивает взгляды и совсем не выглядит устаревшей», «И в потоке, и на парковке среди Мерседесов, Ауди и прочих БМВ все смотрят на Ягуар», «На эту машину постоянно оборачиваются – женщины, мужчины, дети, старики…
Она просто безумно красива». И это при том, что по сравнению с легендарными «кошками» 60-х годов прошлого века XF несколько подрастерял британскую оригинальность и стал немного ближе по дизайну к седанам немецкой «Большой Тройки». Но «стал ближе» не означает «приобрел сходство». В облике XF чувствуется и аристократизм, и элегантность, и тот самый пресловутый английский стиль.
На самом деле внутренний дизайн и оснащение салона владельцы оценивают более чем положительно, и к разговору об этом мы еще вернемся. Но, как говорится, и на солнце есть пятна, так что даже самые удачные и популярные модели автомобилей имеют свои недостатки. Вот и владельцы Jaguar XF в своих отзывах описывают не только свои восторги, но и конкретные отрицательные моменты.
«Главный минус – это просто идиотское расположение упора для отдыха левой ноги, и в дальней дороге это реально досаждает. Этот упор слишком близко смещен к педали тормоза, и чтобы нога на нём стояла ровно, а не лежала левой тыльной стороной, надо, чтобы ноги были плотно сжаты.
Или вот такое нарекание: «шайба» селектора коробки передач выглядит очень эффектно, но, по словам владельцев, бликует на солнце, а это раздражает. В результате кто-то меняет ее на обшитую кожей, а кто-то просто привычно закрывает ее рукой.
Jaguar XF (X250) 2008–15
Много вопросов и ко второстепенным органам управления. Например, по мнению целого ряда авторов отзывов, сенсорная кнопка замка перчаточного ящика эстетична, но совершенно не практична. Кнопки включения задних противотуманок и замка багажника расположены одна над другой в районе левого колена водителя, и, по словам владельцев, это не слишком удобно.
Но еще больше нареканий к головному устройству мультимедиа, на тачскрин которого выведено управление многими функциями: «Видно пиксели, графика как в 2000-х, цветов мало. Возможностей у мультимедиа тоже мало. Плюс хрустят кнопки, расположенные сразу под экраном мультимедиа – они из дешевого пластика», «В 2021 году мультимедийная система уже не «космос», читает не все форматы, Apple Carplay нет», «Изображение с камеры заднего хода плохого качества, но она хотя бы есть».
Но качество монитора – это далеко не все претензии к создателям XF. В огромном количестве отзывов авторы отрицательно оценивают то, что управление многими функциями осуществляется через меню на экране: «Сильно напрягает, когда, например, надо на скорости отключить подогрев сидений», «Сенсорный монитор управления аудиосистемой, климатом и прочими функциями неудобен, да и разрешение слабовато».
Что говорить, саму операционную систему владельцы оценивают как «тормозную»: «Например, когда завожу двигатель, на мониторчике высвечивается, что источник музыки – мой телефон, но я его еще не присоединил и хочу переключиться на радио. Жмем кнопку на руле… ничего… еще разок… опять ничего… и еще разок… и вот оно.
Ну и пара нареканий на «внешнюю эргономику»: например, стеклоочистители нельзя зафиксировать в поднятом положении, а закрывая багажник, нужно обязательно взяться за него с внешней стороны, испачкав при этом руки. Всё это, конечно, мелочи, но и планка требований к премиальному автомобилю расположена на изрядной высоте…
Если оставить за рамками эти недочеты, которые действительно нельзя отнести к числу кардинальных, то оформление внутреннего пространства Jaguar XF вызывает у владельцев сплошные восторги. «Один из последних английских автомобилей для тех, кто не любит дешевый пластмассовый интерьер», «Сел за руль и… все нравится: торпедо обтянуто кожей, пластмассы почти нигде нет!
Многие из авторов отзывов ставят качество отделки салона Jaguar выше, чем немецких и японских конкурентов, и отнюдь не потому, что они «слаще хрена ничего не пробовали» – многие из них до приобретения «английской кошки» как раз и ездили на Мерседесах, Ауди, Лексусах и Инфинити. Просто после салонов Jaguar XF интерьеры других премиальных автомобилей кажутся несколько безвкусными и простоватыми.
«Дизайн интерьера! Опять же сложно передать словами. Когда глядишь на картинке, он кажется довольно простым, но когда садишься внутрь, то начинаешь понимать, что тебя окружают дорогие, продуманные и чертовски эффектные вещи. Например, дерево. Это реально дерево, ни малейшего скрипа, смотрится дорого.
Салон вообще практически лишён пластика, почти всё здесь – из кожи, дерева и алюминия. По всему салону идёт голубоватая неоновая подсветка в тон основной приборке. Ночью глаз еще больше радуется. Ощущение спокойствия и комфорта. Кожа мягкая. Это не топовая версия, но даже в ней кожа очень высокого качества».
Очень многие авторы отзывов упоминают отменного качества кожу, которой обтянута передняя панель, настоящее дерево и прохладные на ощупь металлические вставки. Все детали тщательно подогнаны, зазоры минимальные. Фоновую голубую подсветку, благодаря которой ночью кажется, что ты управляешь космическим кораблем из фантастического фильма, также вспоминают очень многие, равно как и другие эффектные детали: открывающиеся при запуске двигателя воздуховоды климатической установки, кнопку запуска, подсветка которой пульсирует с частотой бьющегося сердца (ее так и окрестили – «сердце ягуара»), или включение освещение салона одним касанием.
При этом – ни одного нарекания на неудобство кресел переднего ряда или нехватку диапазона регулировок. В топовых версиях кресла имеют 12 степеней свободы и не только обогрев, но и вентиляцию сидений; посадка низкая, спортивная. «Ягуар тебя как бы обнимает, и вылезать из него мне совершенно не хочется», – восклицает один из владельцев.
«Для меня и сейчас они остаются эталоном сидений автомобиля. На них приходилось проезжать по 2000 км за день – и при этом практически никакой усталости, в отличие от той же А6, из которой через 150-200 км выползал и не мог разогнуться из-за боли в спине», – вторит ему другой.
Да, мультимедийное устройство получило немало критических стрел за недостаточно высокое качество дисплея, зато акустическая система заслужила самые высокие оценки: «Музыка просто супер! Особенно ей удаются роковые композиции, а так же рэп и RnB с мощными басовыми линиями.
Бас хороший, обволакивает, даже волосы на голове немного шевелятся, сабвуфер не захлебывается, если не требовать от него невозможного. Верхние частоты достаточно прозрачны. Даже на максимальной громкости все динамики работают без перегрузки и не хрипят, мощности хватает.
Во многих отзывах авторы сравнивают акустику Jaguar с другими премиальными марками: «Аудиосистема стояла не самая навороченная, но звук на голову выше одноклассников: в Ауди (были одновременно с Ягуаром служебные А4 и А6) звук годится только для прослушивания аудиокниг, сцены никакой, высокие отсутствуют, низкие частоты звучат, как из ведра.
И что еще очень важно, по опционному наполнению Jaguar XF существенно выигрывает у своих немецких и японских конкурентов тех же лет выпуска и той же ценовой категории. А если сравнивать автомобили, близкие по насыщенности «опциями комфорта», то Jaguar неизменно оказывается несколько дешевле.
Есть у Jaguar XF одна конструктивная особенность, накладывающая ощутимые ограничения на его эксплуатацию: это очень небольшой дорожный просвет. Он равен 130 мм, и это действительно немного. Во-первых, владельцы предупреждают, что при перпендикулярной парковке около достаточно высоких бордюров нужно быть очень осторожными, иначе можно запросто повредить бампер. Ситуация усугубляется тем, что нередко парковочные датчики эти самые бордюры «не видят».
Во-вторых, малая величина клиренса и достаточно жесткая спортивная подвеска могут сделать поездку в регионы не самой комфортной. Но главное беспокойство этот параметр (от которого зависит и проходимость) доставляет в зимний период.
«При сильном снегопаде (как в феврале 2022 в Москве) цепляет дном и порогами. В колесные арки сильно набивается снег, что в еще большей степени сокращает небольшой клиренс: когда в арках образуются ледяные наросты, преодолевать даже самых маленьких «лежачих полицейских» приходится «пешком» во избежание повреждения порогов и подкрылков», «Проходимость автомобилей с задним приводом да еще и с маленьким клиренсом всем известна: пару раз серьезно буксовал в приличных сугробах, машину откапывали и выталкивали», «Недостатки связаны с низковатым клиренсом.
Одним словом, этот автомобиль предназначен для хороших, чистых дорог – именно там его хозяин может в полной мере чувствовать себя «английским лордом на белом коте». Справедливости ради, во многих отзывах авторы пишут, что просвет хоть и невелик, но в катастрофу это не превращается:
Как ни странно, во всем остальном, кроме маленького дорожного просвета и еще пары не самых критичных моментов, Jaguar XF очень неплохо приспособлен к зимней эксплуатации. Ведь что мы хотим от автомобиля зимой? Чтобы не было проблем с запуском, чтобы в салоне было тепло, чтобы стекла и зеркала не обмерзали, и чтобы он сохранял управляемость на скользкой дороге. И все это XF обеспечивает в полной мере!
О проблемах с зимним запуском не написал ни один из владельцев, даже если его отзыв посвящен дизельной версии. А уж про бензиновых «котов» пишут, что двигатели без проблем запускались при температурах -25, а то и -30 градусов.
Историческая справка
Пока первая, «птичья», серия миноносцев еще достраивалась на стапелях, командование Рейхсмарине озаботилось её дальнейшим развитием. Новые корабли должны были стать немногим крупнее, оборудованными примерно такими же котлами и машинами и выдавать проектную скорость в 34 узла.
Вооружение первоначально планировалось несколько мощнее, из трех 128-мм орудий, двух двухтрубных 350-мм торпедных аппаратов и возможности принять на борт до 30 мин заграждения. После давления Великобритании, орудия были заменены на 105-мм, но это были новые пушки SK C/32, а торпедные аппараты после модернизации 1931 года стали трехтрубными и способными использовать новую стандартную торпеду немецкого флота G7a.
Конвойная служба
16 августа 1943 года миноносец был зачислен в состав артиллерийской школы. 18 ноября в районе Киля «Ягуар» столкнулся с рыболовным судном «Steegen». На миноносце разрушило радиорубку, 1 человек погиб, 2 получили ранения. С 19 ноября до 22 февраля 1943 года корабль прошел ремонт.
6 июня западные союзники высадились в Нормандии. «Ягуар» принимал участие во всех попытках прорыва к плацдарму. Активность немецкого флота обеспокоила западных союзников, и 16 июня на порт Гавра был произведен массированный налет британской стратегической авиации.
Норвегия
Непосредственно в Норвежской операции Ягуар участия не принимал, так как в момент её начала проходил ремонт и очередную модернизацию, но 13 апреля 1940 года вместе с «Фальком», учебно-артиллерийским кораблем «Бруммер» и СКР F-5, погрузив на борт пополнения для норвежской группировки, отбыл в Норвегию.
Далее «Ягуар» занимался минными постановками во французских и норвежских водах а также в январе 1942 года участвовал в обеспечении операции «Цербер» по прорыву из Бреста в Вильгельмсхафен «Шарнхорста», «Гнейзенау» и «Принца Ойгена».
Подвижность
Максимальная скорость хода составляет 41,5 узел (77 км/ч) в АБ и 34 узла (63 км/ч) в РБ, которые корабль набирает за 24 секунды из неподвижного состояния и полностью останавливается с максимального хода за 29 секунд. Скорость заднего хода составляет 16,7 узла (31 км/ч)
в АБ и 14 узлов (26 км/ч) в РБ, которые корабль набирает за 13 секунд и полностью останавливается за 10 секунд. Время разворота корабля на 180° при максимальной скорости составляет 36 секунд, при этом скорость хода падает до 24 узлов (44 км/ч). Показатели не рекордные, но вполне достаточные для успешного маневрирования.
Применение в бою
С точки зрения боевого применения, «Ягуар» не сильно отличается от прочих эсминцев начальных БРов. Он явно превосходит британский «Клемсон» и примерно равен по боевым возможностям американским «Клемсонам» и японским «Мутсуки». Эсминцы более высоких БРов превосходят «Ягуара» в артиллерии, но и их можно неприятно удивить за счет приличной скорострельности и хорошей баллистики орудий.
Экипаж корабля довольно мал, поэтому категорически не следует влезать в затяжные перестрелки с превосходящими силами противника. Там, где есть возможность попасть под фокус нескольких кораблей, стоит, отстреляв торпеды, уходить под защиту союзников, срывая пристрелку по вам маневром.
Танк «ягуар»
Глядя на эту машину, никогда не догадаешься, что это не самостоятельная разработка, а всего лишь вариант модернизации Т-54/55. Если бы был конкурс на самую красивую переделку (для этой машины даже подойдёт определение – тюнинг), то, вероятно, она бы выиграла с явным преимуществом.
Но вернёмся, собственно, к проекту. Этот проект подготовили совместно две американские компании — Textron Marine и Land Systems. Подрядчиком на производство этого проекта была выбрана компания Cadillac Gage Textron. Этот проект предусматривал модернизацию наших Т-54/55 и китайских танков Тип 59, которые и нашии китайцы успели напродавать по всему миру. Проект был анонсирован ещё в 1997 году, но до сего времени желающих заказать этот танк так и не нашлось. Всего произведено только две машины. Видимо, это связано с ценой подобной модернизации, которая должна будет стоить порядка 2,8 миллионов долларов.
Итак, какие же изменения, кроме внешности, будут у Т-55.
Первое, это двигатель – на машину будут устанавливаться дизельные моторы корпорации Detroit Diesel мощностью 750 л.с. С этим мотором танк развивает скорость 55 км/ч.
На эту машину должна быть установлена коробка передач компании Allison Transmission, которая является частью концерна General Motors. КПП, как не трудно догадаться, автоматическая.
На машину предусматривалось устанавливать два варианта подвески. Более дешёвый вариант – это обычная, торсионная. При необходимости, на машину может быть установлена гидропневматическая подвеска Cadillac Gage Textron.
В качестве вооружения на машине должна быть использована НАТОвская 105-мм нарезная пушка. В пулемётном вооружении никаких изменений не предусматривается.
В системе управления огнём всё довольно стандартно. Пушка стабилизирована во всех плоскостях. Предусматривается лазерный дальномер.
В бронировании, кроме стандартной брони, появился один непереводимый мной компонент – appliquй. Не знаю, что это.
Масса машины будет в пределах 42-46 тонн в зависимости от комплектации.
P.S. На танк были перенесены автомобильные стандарты. Но из этого, по видимому, ничего не получилось.