АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ World of Tanks

Все новости, 21 декабря 2022

Британский таблоид Daily Express сообщает, что переданные Лондоном киевскому режиму танки Challenger несут смертельную опасность, поскольку в составе материалов, из которых изготовлен их корпус, присутствуют асбестосодержащие компоненты. Лондонское издание при этом ссылается на данные Министерства обороны Великобритании.

Среди подбитых танков Challenger 2, которые отправлены на Украину, могут быть машины, пронизанные потенциально смертельными асбестосодержащими материалами, признало военное ведомство Соединëнного Королевства.

Воздействие асбеста на человека может грозить смертельной опасностью и вызвать такие тяжëлые заболевания, как рак, мезотелиому и рубцы в лëгких. Особую группу риска составляют те, кто находятся в непосредственном «контакте» с боевыми машинами, а также занимаются их обслуживанием.

В Минобороны Великобритании заявили, что в настоящее «ведëтся активная работа» по устранению смертельно опасных компонентов из состава материала, из которых сделаны танки.

Ранее на запорожском фронте в зоне проведения СВО были подбиты британские танки Challenger 2.

Напомним, Лондон ранее взялся поставить Киеву 14 танков Challenger 2, двадцать БТР FV430 Mk.3 Bulldog и тридцать 155-мм самоходных артиллерийских установок AS-90.

Американский танк Abrams оказался медленнее и прожорливее своих конкурентов, сделанных в России и Китае. Об этом говорится в статье военного аналитика Себастьяна Роблена, опубликованной в журнале The National Interest.

Эксперт сравнивал тактико-технические характеристики трех машин. В своем исследовании он рассматривал модели M1 Abrams (США), российский T-90MС в экспортной версии для Индии и «Тип 99» (Type 99) из Китая. Выяснилось, что американский танк, в отличие от конкурентов, не может запускать противотанковые ракеты из пушки.

Кроме того, Abrams оказался самым медленным: на дороге он развивает скорость до 68 километров в час, T-90 — до 72 километров в час, «Тип 99» — до 80 километров в час. При этом российский и китайский танки способны проехать без дозаправки более 480 километров, американскому понадобится топливо через 390 километров.

При этом Abrams оснащен 120-миллиметровой пушкой со снарядами М829 с урановыми сердечниками, которые пробивают броню на 15-20 процентов глубже, чем 125-миллиметровые орудия Т-90 и «Типа 99».

В целом, по мнению эксперта, танк США обладает наибольшей огневой мощью. Машины из Китая лучше всего защищены, быстрее и имеют больший радиус действия. Русские Т-90МС составляют им серьезную конкуренцию за счет системы защиты «Реликт», улучшенного оптического прицела и более мощного двигателя, считает Роблен.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

Российский танк Т-90М «Прорыв» превосходит немецкий танк Leopard, заявил заместитель главы комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. В беседе с «Лентой.ру» он оценил мощь немецких танков Leopard и американских танков Abrams.

Вечером 24 января стало известно, что канцлер ФРГ Олаф Шольц разрешит отправить Украине основные боевые танки Leopard 2, речь идет как минимум об одной танковой роте Leopard модификации 2A6, состоящей из десяти танков.

Позднее появилась информация, что США могут поставить Украине от 30 до 50 боевых танков M1 Abrams, составляющих батальон.

«Ремонтная база немецких танков Leopard подходит от танков других модификаций, и они достаточно быстро восстанавливаются. У этих танков сильная огневая мощь. Но если брать наш танк Т-90М «Прорыв», то он превосходит Leopard», — заявил Швыткин.

Депутат убежден, что России необходимо в кротчайшие сроки нарастить производство танков Т-90М «Прорыв».

Я бы никоим образом не стал говорить, что у Leopard есть превосходство над нашими танками

Также в разговоре с «Лентой.ру» свою оценку западным танкам дал и заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова полковник запаса Андрей Кошкин.

«Сегодня Leopard — это один из самых эффективных танков. И французский Leclerc, и британский Challenger 2 уступают ему», — отметил собеседник «Ленты.ру».

Кошкин также объяснил, что американский танк Abrams является одним из самых сложных танков. « В нем установлен турбинный двигатель, который ставят на вертолетах. Этот танк очень сложный, капризный и прожорливый», — рассказал полковник запаса.

Помимо этого, Abrams не очень эффективно зарекомендовал себя на Ближнем Востоке

Материалы по теме

24 января генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что страны альянса могут начать подготовку танков Leopard к отправке на Украину. По его мнению, скоро у НАТО будет решение касательно поставок техники Киеву, поскольку «сейчас это необходимо».

21 января сообщалось, что союзники Германии пока не смогли убедить ее разрешить поставки Украине немецких танков Leopard, Берлин взял дополнительное время для раздумий.

Недавно сухопутные войска и ВВС США удивили военных экспертов демонстрацией того, как транспортный самолëт C-130J Super Hercules можно использовать для дозаправки танков M1 Abrams, пишет сегодня, 21 декабря, портал The Drive.

Учения были предназначены для изучения того, как это можно сделать, пока двигатели C-130J работают — метод, который часто используется в оперативной среде, когда время простоя боевой техники необходимо свести к минимуму. Тем не менее, сделать это между Super Hercules и Abrams является особенно интригующим событием, отмечает американское издание.

Согласно фото, опубликованным Министерством обороны США, новаторское мероприятие состоялось 9 декабря на базе Форт-Блисс в Техасе. Военнослужащие армии США, прикомандированные к 1-й бронетанковой дивизии и 40-й воздушной эскадрилье, имитировали заправку танка M1A2 Abrams с самолëта C-130J Super Hercules. Учение состояло из того, что оба подразделения проводили «пробный прогон» для оценки «осуществимости, ознакомления с оборудованием и отработке операций по заправке топливом с использованием комплекта оборудования для заправки в чрезвычайных ситуациях», пояснили в Пентагоне.

В ходе «воздушно-наземной» дозаправки использовалось специализированное заправочное оборудование (ERREK), которое «обеспечивает функционально совместимую и мобильную топливную поддержку».

Горячий питтинг на языке военной авиации означает заправку самолëта топливом при работающем двигателе. Это делается для увеличения количества вылетов, особенно во время кризиса или военного времени, но также используется в целях обучения технического персонала, поясняет The Drive.

В этом случае C-130 фактически действует как заправщик, пока его двигатели работают, и Abrams также может оставить двигатель включëнным. Транспортные самолëты, действующие как импровизированные заправочные станции в суровых условиях для других самолëтов, не являются чем-то новым. Это также ключевой принцип новой боевой доктрины ВВС США. Однако для танков это нечто иное, заключает издание.

Про WoT:  ТУРНИРЫ WORLD OF TANKS НА СЕГОДНЯ

У армейской брони особенно высокие потребности в топливе, и M1 Abrams — самый затратный из них. Из-за своей газотурбинной двигательной установки M1 известен как «прожорливый танк». Боевая машина может вмещать около 500 галлонов топлива (1900 л) и требует примерно 300 галлонов (1130 л) каждые восемь часов в зависимости от миссии и различных условий окружающей среды. Вдобавок ко всему, M1 расходует около 60 галлонов (230 л) в час при движении по пересечëнной местности.

Вниманию ценителей истории отечественной бронетанковой техники предлагаются отчётные материалы о состоявшихся летом-осенью 1976 года сравнительных испытаниях четырёх типов советских танков. Они проводились в соответствии с приказом министра обороны Д. Ф. Устинова «О проведении войсковых испытаний танков» от 20 июля 1976 года, по результатам чего в сентябре того же года был оформлен «Акт о результатах испытаний». О содержании этих документов и пойдёт речь ниже.

Знаменитая «восьмидесятка» — танк, в отношении которого равнодушных нет, причём с годами армия его поклонников только растёт и множится. Однако большинство фанатов Т-80 видели эту машину только на экране, в лучшем случае — в музеях или на демонстрационных трассах выставок и шоу. Людей, которые считают Т-80 вредной и ненужной машиной, намного меньше, но это, как правило, профессионалы, глубоко владеющие темой.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Среди военных, которым пришлось служить на Т-80, тоже нет единства. Рядовой и младший офицерский состав, как правило, от «восьмидесятки» в восторге. В самом деле, машина очень легка в управлении и обслуживании, прощает водителю массу ошибок. Зимой с запуском двигателя практически не надо мучиться, не нужно ходить в пропитанной соляркой и маслом робе и ковыряться в моторе. Те, кто на нем служат, считают себя элитой танковых войск. Другое дело — старшие командиры, которым приходится задумываться о боеготовности вверенных им частей, об обеспечении колонн «восьмидесяток» на маршах топливом, что неизменно вызывает головную боль.

О том, что Т-80, оснащённый газотурбинной силовой установкой, является достаточно прожорливой машиной, знают все. Другое дело, что одни об этом кричат, а другие, в силу различных собственных интересов, помалкивают или стараются старательно обойти вопрос. На фоне подобных недомолвок возникают дискуссии и споры. Т-80 и в самом деле прожорлив, но насколько? Чтобы разобраться в этом, обратимся к подлинным документам — материалам отчёта о совместных сравнительных испытаниях танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, проводившихся в середине 1976 года. Интересно, что эти испытания были назначены приказом министра обороны СССР Д. Ф. Устинова на следующий день после его же приказа о принятии Т-80 на вооружение.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Танк Т-80 образца 1976 года. Фото М. Павлова

Нельзя сказать, что результаты упомянутых испытаний любителям бронетанковой техники неизвестны: о них неоднократно рассказывалось в литературе, посвящённой созданию танков второго послевоенного поколения. Только навскидку можно вспомнить четыре весьма серьёзные и довольно свежие книги, перечисленные в списке литературы к статье, а многочисленные статьи в периодических изданиях вообще не поддаются подсчёту. Их авторы — конструкторы-танкостроители из Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Нижнего Тагила, истинные патриоты своих КБ и своих изделий, но именно в силу данного обстоятельства абсолютного доверия к этим публикациям нет. Но время идёт, архивные фонды приоткрываются, и сегодня мы можем обратиться к документам-первоисточникам.

С целью сравнения боевых, технических и эксплуатационных возможностей танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях и использования полученных результатов для дальнейшего совершенствования танков главкому Сухопутных войск предписывалось с 20 августа по 30 сентября 1976 года провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Танки Т-80 в цехах Кировского завода (Ленинград). Фото М. Павлова

Для проведения испытаний в Киевском военном округе формировался отдельный танковый батальон в составе четырёх рот, по 10 однотипных танков в каждой. До начала испытаний предусматривалось сколачивание подразделений с пробегом не менее 300 км.

В ходе испытаний оценивались тактические возможности танковых рот, их маршевые возможности при движении по-боевому и по-походному днём и ночью, время приведения в боеготовое состояние после совершения длительных маршей. Не остались без внимания удобство боевой работы экипажа, расход горюче-смазочных материалов, необходимое время и средства для заправки горюче-смазочными материалами роты танков, запас хода на основных баках и дополнительных бочках, время, объём и удобство технического обслуживания и ремонта. Отдельно рассматривалась трудоёмкость подготовки танков к преодолению водных преград по дну.

Испытания проводились на территории Белорусского, Прикарпатского и Киевского военных округов в объёме 2500–3000 км. В ходе испытаний предусматривались марши с суточными переходами не менее 300 км, ротные тактические учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой, стрельбы всеми типами снарядов на максимально возможные дальности с места и с ходу, преодоление водной преграды по дну, выполнение упражнений курса вождения танков.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Рота танков Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова

Для формирования батальона Т-80 поставки 1976 года брались с офицерами и экипажами из 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа, Т-64А и Т-64Б — с завода им. В.А. Малышева, в том числе три танка с комплексом «Кобра». Офицеры и экипажи для них поступили из Киевского военного округа. Т-72 поступили из Нижнего Тагила, офицеры и экипажи для них — из Белорусского военного округа. Наконец, Т-62 прибыли с 969-й центральной базы резерва танков, дислоцировавшейся в Уречье, что под Минском, офицеры и экипажи для них — из Киевского военного округа. В период с 10 по 19 августа было проведено сколачивание батальона. Общий пробег танков в период сколачивания составил 240–280 км.

По результатам войсковых испытаний были сделаны следующие выводы, сведённые в отчёт. Сообщалось, что испытания подтвердили высокий уровень боевых и эксплуатационно-технических характеристик отечественных танков, их соответствие современным требованиям. По совокупности основных боевых и эксплуатационно-технических характеристик (эффективности вооружения, подвижности, боеготовности, обитаемости, работе средств связи, трудоёмкости технического обслуживания) лучшие результаты показал Т-80, однако по запасу хода и топливной экономичности он уступил Т-64А, Т-72 и Т-62.

Про WoT:  У ВАС ПРОБЛЕМА С СОЕДИНЕНИЕМ

Т-64Б, оснащённый автоматизированной системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения, в ходе испытаний показал существенное превосходство в сравнении с остальными танками по эффективности стрельбы на дальности до 4000 метров.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Принятые в отечественном танкостроении основные пути повышения боевых и эксплуатационно-технических качеств танков предлагалось сохранить и развивать в следующих направлениях:

Целесообразной представлялась разработка единого танка с газотурбинным и дизельным двигателями, конструкция которого должна была быть максимально унифицирована с лучшими техническими решениями танков Т-80, Т-64Б, Т-72.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Результаты испытаний выявили необходимость проведения дальнейших работ по совершенствованию отдельных характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и комплектующих изделий к ним, а также подтвердили актуальность модернизации Т-62 в части повышения эффективности его вооружения за счёт установки системы управления огнём «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.

Т-64Б, оснащённый танковым дальномером, баллистическим вычислителем и стабилизатором повышенной точности, показал лучшие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: по затратам времени на поражение цели в 1,33 и 1,76 раза, а по расходу боеприпасов на поражение цели — в 1,2 и 1,8 раза соответственно.

Т-80 по сравнению с другими танками (за исключением Т-64Б) практически при всех стрельбах показал лучшие результаты. Превосходство Т-80 над Т-72, имеющим одинаковый с ним комплекс вооружения, могло быть объяснено положительным влиянием на стрельбу лучших характеристик подвески танка, преимуществом газотурбинного двигателя по плавности изменения скоростей движения и меньшим значениям вибрационных нагрузок, возникающих при работе двигателя.

Т-72 и Т-64А по частоте попаданий, расходу боеприпасов и затратам времени на поражение целей показали практически одинаковые результаты при разных прицельных комплексах (ТПД-К1 и ТПД-2-49). Это было связано с тем, что значительную часть упражнений Т-64А выполняли совместно с Т-64Б, имеющими квантовый прицел-дальномер с баллистическим вычислителем, и вели стрельбу с корректировкой, получаемой от Т-64Б.

Некоторое снижение результатов стрельб Т-72 объяснялось недостаточными навыками наводчиков этих танков в пользовании квантовым прицелом-дальномером ТПД-К1.

Худшие результаты стрельб Т-62 по сравнению с результатами стрельб из основных танков явились следствием относительно низкой баллистики 115-мм пушки У5-ТС, повышенной чувствительности кумулятивного снаряда к боковому ветру и менее совершенной системой управления огнём.

Дальность действительного огня, полученная в процессе испытаний стрельбой, для танков со 125-мм пушкой составила: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом — 2300–2000 метров с места и 1900–1700 метров с ходу, при стрельбе кумулятивным снарядом — 1800–1600 метров с места и 1600–1400 метров с ходу. Дальность действительного огня при стрельбе из 115-мм пушки танка Т-62 оказалась меньше дальности действительного огня 125-мм пушки танков Т-80, Т-64А, Т-72 на 200–300 метров.

Результаты стрельбы из танка Т-64Б управляемым снарядом 9М112 на дальность 2900–3800 метров показали, что танк с комплексом реактивного управляемого вооружения «Кобра» обладает более высокими огневыми возможностями и способен поражать цели с места и с ходу с высокой точностью (из 29 выстрелов получено 21 попадание, 4 промаха и 4 отказа по снаряду). Наличие отказов свидетельствовало о необходимости продолжения работ по повышению надёжности снаряда.

Стрельбы взводом на большие дальности осколочно-фугасным снарядом показали, что при условии обнаружения и опознавания цели взвод может вести эффективную борьбу с малоразмерными целями, в том числе с боевыми машинами ПТУРС, на дальности 3500–4000 метров. При выполнении стрельб взводом на большие дальности средний расход снарядов на поражение цели и время на решение огневой задачи составили:

При проведении стрельб по определению частоты попаданий первым выстрелом на дальность 1200 метров с места и 1300–1200 метров с ходу по мишени №12 бронебойным подкалиберным снарядом были получены высокие результаты:

В ходе учебных стрельб танки показали следующие результаты. Частота попаданий:

Время на подготовку первого выстрела:

Затраты времени на поражение целей:

Результаты стрельб показали достаточную надёжность оружия и боеприпасов, обеспечивающих выполнение всех пунктов программы испытаний. После совершения длительных маршей при подготовке вооружения к стрельбе не требовалось проведения эксплуатационных регулировок и длительного технического обслуживания. На подготовку вооружения к стрельбе непосредственно после совершения марша потребовалось 10-15 мин, главным образом для внешнего осмотра и частичной очистки от пыли вооружения, приборов прицеливания и наблюдения.

Бой пушек в ходе испытаний был стабильным. Повторной пристрелки пушек не требовалось. Боеприпасы из боеукладок всех танков после марша на 2040 км не снизили своих боевых свойств, и после очистки от загрязнения были пригодны для стрельбы.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Т-80 на испытаниях преодолевают участок разбитой дороги. Фото АО «Спецмаш»

Выявилось, что Т-80, Т-64А, Т-72 обладают высокими тактическими возможностями, способны на высоких скоростях совершать выдвижение, расчленение в предбоевые и боевые порядки, наступать в высоких темпах, совершать стремительный манёвр подразделениями во фланг и тыл противника, обнаруживать и эффективно поражать цели на поле боя. По результатам двух ротных тактических учений с боевой стрельбой темпы наступления танковых рот составили:

На ротных тактических учениях с боевой стрельбой Т-80 по сравнению с Т-64А и Т-72 показали более высокие результаты стрельбы при несколько большем среднем темпе наступления. Т-62 по темпу наступления и количеству поражённых целей показали результаты ниже остальных. Средняя частота попаданий составила:

Среднее количество поражённых целей составило:


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Ротная колонна Т-80 движется по дорогам Украины. Фото АО «Спецмаш»

При совершении маршей в дневных условиях по грунтовым дорогам средние технические скорости движения находились в пределах:

Средние тактические скорости от средних технических отличались незначительно. Наиболее высокие скорости движения в ходе испытаний показала рота Т-80, при этом цифры не являлись предельными — предполагалось, что при дальнейшем совершенствовании средств управления и наблюдения у механика-водителя и командира скорости могут существенно повыситься.

Про WoT:  Программа «Карта Wargaming (Казахстан)» приостановлена | WOT Express первоисточник новостей

При вождении ротных колонн в учебных центрах средние скорости движения танков составили (по-походному / по-боевому):

Марш с суточным переходом 300 км танковыми ротами требовал:

Танковые роты с учётом времени, необходимого для обслуживания танков и отдыха личного состава в ходе марша, могли совершать длительные марши с суточными переходами:

За весь период испытаний в среднем на один танк израсходовано:

Путевые расходы топлива на 100 км пробега в среднем составили:


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Т-80 преодолевает брод. Фото АО «Спецмаш»

По результатам испытаний средний запас хода по топливу при совершении маршей составил (на основной заправке / с дополнительными бочками / с учётом 20% неснижаемого запаса):

Пределы изменения среднего запаса хода по топливу при совершении маршей в различных дорожных условиях составили (на основной заправке / с дополнительными бочками):

Запас хода по маслу Т-64А, Т-72 и Т-62 обеспечил без дозаправки два суточных перехода, а у Т-80 был признан практически не ограниченным.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Время полной заправки топливом одного танка штатными заправочными средствами составило:

Время заправки роты танков тремя топливозаправщиками составило:

Отдельно отмечалось, что централизованная заправка топливом под давлением, внедрённая на Т-80, значительно сокращает время заправки, делает заправку удобной и предохраняет топливо от пыли и грязи.

Условия размещения, боевой работы и обитаемости в танке в основном обеспечивали выполнение своих обязанностей. Функциональное состояние организма членов экипажей Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 после совершения длительных маршей находилось на уровне, достаточном для выполнения дальнейших боевых задач. Сравнительная оценка состояния сердечно-сосудистой системы экипажей показала, что меньшие изменения происходили у экипажей Т-80, несколько выше — у экипажей Т-72 и Т-64А, более выраженные — у экипажей Т-62.

Исследование вопросов приведения танковых рот в боеготовое состояние в ходе проведённых испытаний показало, что подразделения, укомплектованные танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, способны своевременно выходить по тревоге из мест постоянной дислокации. Время выхода танковой роты из парка при положительной температуре окружающего воздуха составило:

Общее время на приведение танковых рот в боеготовое состояние после совершения длительного марша с учётом проведения технического осмотра, заправки танков топливом, загрузки боекомплекта, устранения отказов и неисправностей составило для танков Т-80, Т-64А, Т-72 — до 4,5 часа, для танков Т-62 — до 6,5 часа.

Время подготовки танков к преодолению водных преград по дну в зависимости от конструктивных особенностей оборудования подводного вождения составило:

Средние скорости движения танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 при непосредственном преодолении препятствий находились в пределах 9–13 км/час. На трассе с препятствиями танки показали следующие средние скорости движения: Т-80 — 31,2 км/час, Т-64А — 26,4 км/час, Т-72 — 28,5 км/час, Т-62 — 19,2 км/час.

На Т-80, Т-64А и Т-72 по сравнению с Т-62 значительно сократились время и трудоёмкость технического обслуживания за счёт сокращения объёма работ и увеличения периодичности их проведения. Наименьшую продолжительность всех видов технического обслуживания продемонстрировал Т-80, наибольшую — Т-64А. Суммарная продолжительность технического обслуживания одного танка за 1000 км пробега в ходе испытаний в среднем составила:

В лучшую сторону по ремонтопригодности отличился Т-80, имевший моноблочную силовую установку и съёмные диски опорных катков, что позволило производить замену силового блока за 4–5 часов и опорного катка за 0,5 часа.

На всех испытываемых танках отсутствовала система встроенного контроля технического состояния, что в значительной мере затрудняло поиск и обнаружение отказов и неисправностей. Исключение составил Т-64Б, у которого имелись приборы встроенного контроля аппаратуры управления огнём комплекса «Кобра». В процессе испытаний танки в основном работали надёжно, а наиболее существенным отказом стал выход из строя по производственным причинам пяти двигателей ГТД-1000Т на танках Т-80.


АМЕРИКАНСКИЙ ABRAMS ОКАЗАЛСЯ САМЫМ МЕДЛЕННЫМ И ПРОЖОРЛИВЫМ

Генеральный конструктор СКБ «Спецмаш» Н. С. Попов инструктирует экипажи Т-80. Фото АО «Спецмаш»

По результатам испытаний комиссия отдала пальму первенства Т-80. Однако читатель, ознакомившись с приведёнными данными, волен делать самостоятельные выводы. Конечно, для этого хорошо бы знать ещё и контекст, в котором проводились испытания и составлялся отчёт. От комиссии требовалось во что бы то ни стало оправдать принятие на вооружение третьего типа основного танка, которое произошло в силу того, что интересы СКБ «Трансмаш» ленинградского ПО «Кировский завод» лоббировал лично Д. Ф. Устинов, а генеральный конструктор Н. С. Попов в том же 1976 году вошёл в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС, а с 1982 года стал членом ЦК КПСС.

Естественно, для получения нужного результата применялись различные уловки. Например, в экипажи Т-72 назначили наводчиков, ранее никогда не работавших с лазерными дальномерами, а стрельба Т-64А корректировалась по данным системы управления огнём Т-64Б, которых там не должно было быть. Оба этих факта прямо отражены в отчёте и как бы напрямую Т-80 не касаются. Однако участники испытаний в своих воспоминаниях указывали, что для увеличения скоростей движения и улучшения топливной экономичности рота танков Т-80 сильно растягивалась на маршах — до нескольких километров. В этих условиях она фактически уже не была колонной — каждый танк двигался индивидуально в наиболее выгодном режиме. Даже не зная указанных нюансов, всё равно можно видеть, что по большинству параметров Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. Все отклонения в реальной боевой ситуации нивелировались бы в пределах ситуационных погрешностей и не давали каких-то серьёзных преимуществ.

  • Э. Б. Вавилонский, О. А. Куракса, В. М. Неволин. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения — Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008
  • Главный конструктор В. Н. Венедиктов. Жизнь, отданная танкам / Сборник статей — Нижний Тагил: ООО «Рекламно-издательская группа «ДиАл»», 2010
  • А. С. Ефремов. Уроки танкостроения — СПб.: «Гангут», 2010
Оцените статью
TankMod's
Добавить комментарий