Сферический Мамонт в вакууме
Мамонт — советский сверхтяжелый танк, появляющийся в игре «C&C: Red Alert».
American Main Battle Tank или AMBT — проект американского основного боевого танка 1970-х гг.
VK 100.01 (P) (неоф. назв. Mammut) — проект сверхтяжелого немецкого танка времён Второй мировой войны, созданный фирмой «Porsche». Один из прототипов сверхтяжёлого танка Maus.
В первой половине XX века конструкторы и генералы разных стран и армий были буквально одержимы идеей создания больших танков. Однако, за все прошедшее время никому так и не удалось создать огромный и при этом хорошо защищенный так. Что неуклюжий Царь-танк Николая II, что французский исполин FCM 1A – все эти и многие другие подобные проекты оказались пустой тратой ресурсов. Сегодня же речь пойдет о немецкой боевой машине «Maus», которой так и не нашлось места на поле боя.
Пока советская промышленность не была эвакуирована за Урал, больше всего СССР просил у западных союзников готовые к эксплуатации танки. По этой причине некоторое количество машин купили у Великобритании еще до начала действия программы Ленд-лиз. На протяжении первых лет войны с поставками танков были некоторые проблемы, а после развертывания промышленности их и вовсе перестали целенаправленно просить. Тем не менее среди той бронетехники что все-таки пришла на восточный фронт из-за океана, были и весьма причудливые образцы.
«Как Америка России подарила эм три эс. Шуму много, толку мало, ростом вышел до небес» (с) частушка советских танкистов об американском М3.
Битва, которая не началась
В итоге танк подорвали сами немцы.
Шли последние месяцы войны. Поражение Германии было очевидно. На этот момент немцам удалось построить всего два Pz.Kpfw. Maus V1, при этом к реальным боевым действиям был готов всего один. Единственный боеспособный танк отправили на охрану штаба в район Цоссена. Повоевать ему так и не удалось. В ходе успешной ночной атаки с 21 на 22 апреля 1945 года красноармейцы взяли гигантскую машину в качестве трофея. Однако захватить в плен немецких командиров не удалось.
Машину захватили красноармейцы.
Значительная их часть все-таки смогла эвакуироваться, менее удачливых, по воспоминаниям фронтовика Василия Архипова, расстреливали сами бойцы СС, чтобы те не попали в советский плен. Похожая участь ждала и Pz.Kpfw. Maus V1. Спасающийся бегством от советских солдат экипаж принял решение подорвать танк. Когда бой стих, красноармейцы еще долго рассматривали и шутили над сгоревшим 188-тонным исполином, застывшим на перекрестке дорог.
Хочется увидеть своими глазами еще больше интересных машин разрушения? Как насчет того, чтобы почитать про 10 экспериментальных танков прошлого, которые остались только на старых снимках и это даже к лучшему.
Проект начала 1970-х гг. ХХ века, предложенный капитаном Тимоти Р. Ониллом, офицером по проектам управления бронетехники и инженерных войск Форта Нокс. В рамках проекта делали ставку на снижение габаритов и массы машины в ущерб бронированию. Считалось, что подвижные и малозаметные машины способны более эффективно противодействовать противотанковому оружию того времени. Проект предполагал использование решений, применяемых на немецких танках Leopard, а также узлов и агрегатов танков M60 различных модификаций. Танк построен не был.
«Мамонт» в поле
Попытка создать огромный танк.
В конце 1941 года на одном из совещаний конструкторов и командующих войск Адольф Гитлер лично настоял на необходимости создания передового сверхтяжелого танка. Приказ о непосредственном начале разработки такой машины глава нацистов отдал в июле 1942 года. Гитлер хотел видеть в рядах танковых кулаков неуязвимую для артиллерийского огня машину смерти и разрушения. Лобовая броня должна была иметь толщину не менее 200 мм, а боковая не менее 180 мм.
Проект получил название «Mammut» (Мамонт). Согласно задумке, у него должны было быть два орудия на башне. Доктор Фердинанд Порше взялся за этот проект с энтузиазмом. Завершена инициатива по созданию сверхтяжелого танка была в 1944 году. Причем, Фердинанд Порше обманул сотрудников СС, который курировали создание машины, и поставил на «Мамонта» другой двигатель ценником в 125 тысяч марок, не предусмотренный изначальной конструкцией.
Танк в музее, наши дни.
Испытания танка начались при этом еще в 1943 году. «Мамонт» произвел сильное впечатление на Гитлера. Фотографировать новинку на испытаниях было запрещено, однако протокол, судя по всему, никто особо не соблюдал. Тогда же боевая машина получила индекс Typ 205/I или Pz.Kpfw. Maus V1. По одной из версий, рабочие в шутку написали на опытном образце слово «Мышонок» (Maus) и нарисовали рядом грызуна. В итоге было решено сменить название.
После поражения Франции в июне 1940 г. немцы получили доступ к материалам тамошних конструкторов, включая полноразмерные макеты по программе сверхтяжёлых танков. До этой стадии дошли работы по проектам FCM F1 и ARL Tracteur C. На их фоне разрабатывавшийся с января 1939 г. немецкий тяжёлый танк VK 65.01 (он же PzKpfw VII) выглядел явно устаревшим. Не исключено, что именно это стало причиной отмены в октябре 1940 г. постройки его прототипа из неброневой стали. Но на этом работа конструкторов не остановилась. Под тем же индексом (PzKpfw VII) началась разработка ещё более мощной машины, известной также как VK 70.01. Похоже, что именно этот танк и попал в спецсообщение Разведуправления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооружённых сил Германии, датированном 11 марта 1941 г. Именно это донесение стало причиной начала разработки танков КВ-3, КВ-4, КВ-5 и А-44, а также серьёзной перетряски по другим направлениям. Лишним подтверждением тому, что история VK 70.01 началась значительно раньше осени 1941 г., служит переписка с концерном «Krupp» относительно ещё более мощной пушки калибра 149 мм для нового танка, которая началась не позднее апреля. Позже та же самая пушка, имевшая длину ствола 40 калибров, «всплывает» уже в ноябре 1941 г.
В сентябре 1939 г. была создана танковая комиссия (Panzerkomission), которая действовала независимо от 6-го Управления Вооружений. Возглавил её Фердинанд Порше. Порше создал конгломерат во главе c фирмой «Porsche K.G.», отвечавшей за концептуальную разработку. В кооперации с ней находились «Steyr-Daimler-Puch», «Friedrich Krupp AG», «Siemens-Schuckert AG», «Škoda» и «Nibelungenwerk», которые отвечали, соответственно, за силовую установку, корпус, электронику, подвеску и окончательную сборку. Этому конгломерату 22 марта 1942 г. и поручили разработку ещё одного танка 100-тонного класса. Проект получил индекс VK 100.01.
Требования к бронированию 100-тонного танка были сформулированы следующим образом: лоб корпуса – 200 мм, лоб башни – 220 мм, борт корпуса – 180 мм, борта и корма башни – по 200 мм. Согласно предварительной спецификации, основное вооружение должно было состоять из орудия 15cm KwK L/40 (фактически калибр 149 мм), которое по очень оптимистичным прогнозам могло бы вести стрельбу с частотой 4 — 5 выстрелов в минуту. Прошёл ещё месяц и на совещании 14 — 15 апреля 1942 г. были внесены новые уточнения – в требования включили боекомплект из 100 выстрелов к основному орудию, а также дистанционно управляемый пулемет для защиты от пехоты противника. Часть боезапаса должна была размещаться в кормовой нише башни. Как это можно было реализовать с учетом ограничения габаритов и массы оставалось большой загадкой, но такие проблемы Фердинанда Порше совершенно не пугали. В сложившейся ситуации был один весьма интересный нюанс – разработать абсолютно все компоненты столь сложной конструкции фирма «Porsche» была просто не в состоянии, поэтому контракт на проектирование башни получила фирма «Krupp». Предварительные расчеты показывали, что при установке орудия типа 15cm KwK L/40 с длиной ствола 6 метров и частичным размещением боекомплекта в башенной нише, масса самой башни превысит массу такого танка, как Т-34.
Для обсуждения текущих вопросов 18-го апреля 1942 г. специалисты фирмы «Krupp» провели внутреннее совещание, в ходе которого были сделаны определённые выводы:
Разумеется, работы по башне начались не на пустом месте. Оценка эскизных проектов VK 100.01, датированных апрелем — июнем 1942 г., весьма наглядно показывает, что фирма «Krupp» активно использовала наработки по VK 70.01 и VK 72.01. По крайней мере, форма передней части и маски орудия внешне близка к башне Löwe. Не было в полной мере определённости с вооружением. Уже на начальной фазе проектирования весьма смущали массогабаритные показатели выстрелов для 149-мм орудия. Сначала, видимо в целях унификации боеприпасов, планировали брать выстрелы от полевого орудия 15cm K18, но при массе снаряда 43 кг его обслуживание становилось очень затруднительным. Начальная скорость снаряда такового орудия оценивалась в 875 м/с. Изначально предполагалось, что выстрел будет раздельным, но к переписке по башне, датированной 18 апреля 1942 г., прилагался уже эскиз унитарного выстрела. При общей длине 1 600 мм полная масса выстрела составляла 57,4 кг из которых 34 кг приходилось на сам снаряд. В качестве альтернативы предполагалась пушка 12,8 cm KwK L/50 с массой снаряда 29,3 кг и начальной скоростью снаряда 810 м/с. Проектирование башни для VK 100.01 предполагалось закончить к 15 мая.
К указанной дате в конструкции танка появились очередные изменения. Во-первых, длина ствола 149-мм пушки сократилась до 37 калибров, а начальная скорость снаряда – до 750 м/с. Длина унитарного боеприпаса уменьшилась до 1 530 мм, зато масса, в виду возврата к снаряду от K18, увеличилась до 69 кг. Во-вторых, длину 128-мм пушки в 50 калибров Гитлер, лично курировавший проект, посчитал недостаточной. Её было предложено увеличить либо до 60, либо вообще до 70 калибров. Наконец, на совещании 13 мая Гитлер предположил, что и масса в 100 тонн может быть недостаточной, так что весовую планку приподняли до 120 тонн. Стоит отметить, что Гитлер всеми силами старался форсировать работы по сверхтяжёлому танку. По оценкам немецкой разведки, появление новых советских тяжёлых танков ожидалось уже к весне 1943 г.
Примерно в это же время произошла смена обозначения проекта. С этим связан миф, согласно которому изначально проект именовался Mammut, то есть «мамонт». Датой появления этого названия указывается 21 мая 1942 г. То, что такая информация не соответствует действительности, легко можно определить по документам Бундесархива. Уже 18 мая в переписке указывается обозначение Maus, а с лета 1942 г. в переписке как минимум единожды танк называется Mäuschen, то есть «мышонок». Что же касается Mammut, то такой индекс всё-таки нашёлся, но совсем в другом месте. А именно – в донесениях английской разведки, датированных 29 января 1945 г. Получены эти данные были от немецких военнопленных, причём под этим индексом указывалось сразу два разных танка. Среди «найденных» подобным образом английской разведкой танков фигурировал, например, и экзотический Adolf Hitler Panzer с двумя 88-мм пушками, причём одна находилась в корпусе, а вторая – в башне. Одним словом, название Mammut к реальности никакого отношения не имело.
4 июня 1942 г. «Porsche K.G.» представила Гитлеру эскизный проект с чертёжным номером K.3381. На чертеже, обозначенном как «проект тяжёлого танка», Фердинанд Порше и его команда показали своё видение конкурента PzKpfw Löwe. Боевая масса машины должна была составить порядка 120 тонн. На внешний вид танка наложили свой отпечаток жёсткие габариты по ширине и неприятие Порше идеи с транспортными гусеницами. Башню проектировал «Krupp», что тоже повлияло на облик машины. Увидев этот проект, Гитлер согласился, что новый танк будет «мобильной крепостью». Связано это утверждение было не только с размерами машины. Для нового танка «Porsche K.G.» разработала 16-циллиндровый дизельный двигатель, который был соединён с генератором, который передавал энергию на электромоторы. С этим мотором максимальная скорость машины оценивалась всего в 20 км/ч.
Рассмотрев проект, Гитлер в общем и целом с ним согласился, но предложил подумать над усилением бронирования, а заодно и над защитой от вражеской пехоты. Дело в том, что ни о каком пулемёте в проекте речь пока не шла. Конструкторы «Porsche» и «Krupp» подумали, и в результате 17 июня 1942 г. появился эскизный проект K.3382.
Корпус и бронирование
Сверхтяжёлый танк от «Porsche K.G.» несколько напоминал PzKpfw VII Löwe. В отличие от более поздних конструкций, это была машина с классической компоновкой, где башня размещалась по центру корпуса. Корпус получился на полметра длиннее Löwe в конфигурации мая 1942 г. (8 331 и 7 740 мм соответственно), но при этом общая длина оказалась даже чуть меньше (10 620 и 10 760 мм). Общая высота танка достигала 3,3 метра, а ширина – 3,45 метра. Из-за двухслойной конструкции ходовой части, отделение управления, где находились механик-водитель и радист, получилось довольно узким. Помимо всего прочего, люки инженеры «Porsche K.G.» разнесли сильно вбок, так что залезать в танк и вылезать из него было не самым лёгким занятием. Из 120 тонн боевой массы танка 23 тонны приходилось на башню. В ней, к слову, было куда больше черт от PzKpfw Löwe, вплоть до орудийной маски, почти один в один повторявшей конструкцию более лёгкого конкурента.
Корпус сварной из стальных листов. Броня литая катаная. Этот танк делал ставку на бронирование. Даже командирская башенка имела толщину в 180 мм. Сама башня имеет рациональные углы склонения. Самая защищенная часть закрыта 210 мм броней. Лобовая часть ходовой прикрывается 120 и 140 мм. С боку башня и ходовая защищена 120 мм броней.
В башне устанавливалась 149-мм пушка KwK длиной 37 калибров, имевшая массивный дульный тормоз. Помимо пушки, в башне находилось 30 унитарных выстрелов. Ещё 36 выстрелов было размещено в корпусе. Ответ на вопрос, как их оттуда планировалось доставать, представляется крайне интересным.
Двигатель и трансмиссия
Для нового танка Porsche K.G. разработала 16-циллиндровый V-образный дизельный двигатель Porsche воздушного охлаждения. С этим мотором максимальная скорость машины оценивалась всего в 20 км/ч. Мотор был соединён с генератором, который передавал энергию на два тяговых электромотора, располагавшиеся в кормовой части корпуса, и приводящих в движение ведущие колёса. Аналогичная электрическая трансмиссия использовалась на Tiger (P) доктора Порше.
В виду большой массы танк получил громоздкую ходовую часть. Использовались двухкатковые тележки с торсионной подвеской от тяжёлого танка Typ 101 (VK 45.01 (P)), которые крепились к экранам и бортам корпуса. Всего на борт планировалось устанавливать по 6 двойных катков на борт, расположенных попарно на трёх тележках, с обрезинкой внутри колеса, что в значительной степени способствовало большей износостойкости резинового бандажа. Торсионы располагались в тележке. Надо сказать, что обслуживание такой конструкции было бы крайне непростым занятием. Подобная двухслойная конструкция понадобилась в виду того, что ширина гусениц составляла около метра. В итоге отделение управления, где находились механик-водитель и радист, получилось довольно узким. Помимо всего прочего, люки инженеры Porsche K.G. разнесли сильно вбок, так что залезать в танк и вылезать из него было не самым лёгким занятием. Давление на грунт составляло 0,92 кг/см².
Один из вариантов сумрачного немецкого «Мамонта» ака Landkreuzer P. 1000 Ratte.
Он же, но в другом художественном исполнении.
Опытный образец на базе САУ «Мста-С».
Советский пятибашенный Т-35. ZOMG teh brain!
Немецкая «вундервафля» VT1.
Самым близким аналогом Мамонта ирл можно считать проектный немецкий танк Landkreuzer P. 1000 Ratte («Крыса», наверное название должно намекать на следующую ступень развития нижеоговоренной «Мыши»). Небольшой такой танчик весом в каких-то 1000 тонн должен был иметь неебическое для своего времени бронирование в 360 мм, 6 гусениц (правда, расположенных параллельно в тройке, а не друг за другом), две 280-миллиметровых пушки, а в числе дополнительного вооружения — ещё и восемь 20-миллиметровых зениток, то есть с ролью классического «Мамонта» он бы вполне справился. Понятное дело, построен не был. Его внешний вид остается загадкой, так как никаких достоверных чертежей громадины не существует — весь арт, которой вы найдете в интернетах, является фантазией художников, благо просторов для неё было предостаточно.
Также немецкие камрады собирались запилить и ещё более эпичную вундерваффлю — Landkreuzer P. 1500 Monster — проект настолько сверхэпичный, что взрывает моск при попытке представить его ИРЛ. Однако наша песня не о том, так как на «Мамонт», он, увы, не смахивает — это скорее огромная самоходная платформа с «Дорой» в качестве основного орудия.
Алсо, всемирно известный 188-тонный болид Порше «Maus» сначала планировали назвать именно что «Мамонтом», это уже потом у кого-то остроумие взыграло и сверхтяжёлый танк обозвали «Мышонком». Сделали их аж полтора (первый не имел металлической башни), в боях не участвовали и были подорваны своими же при отступлении, прямо на полигоне. По поводу этого шушпанцера есть эпическая фраза: «На испытаниях выяснилось, что ни один мост такой тяжёлый танк не держит». Однако немецкий Сумрачный гений не растерялся: машины планировалось переправлять по дну по очереди, парами, при помощи стоящего на берегу управляя и запитывая током по проводам перебирающегося. У «Мыши», кстати, как раз два орудия в башне, но разного калибра.
Слава рейхсинженеров не давала покоя их потомкам в послевоенной Германии, и уже в 70-е годы они «замутили» очередную попытку создать свой «мамонт». Проект VT1 (он же «Леопард-3») имел две 105-мм пушки. Однако после создания двух экземпляров здравый смысл восторжествовал, и проект был закрыт.
Американцы предложили свой взгляд на многоствольные танки: танк «Онтос» — при массе 8.6(!) тонн, танк имел шесть однозарядных безоткатных орудий по 106 мм (правда снаружи башни) — достойное отношение числа стволов на тонну массы. Однако, как и любой подобный проект, «Онтос» был снят с вооружения (задолго до появления Абрамса) по понятным причинам. Кстати, производить его перестали ещё в 57-ом году. Алсо, была версия где стволов только два, зато башня была больше и можно было перезаряжать стволы не подставляясь под свинцовый дождь.
Что касается движителя из четырёх гусениц, то советский опытный тяжёлый танк Объект 279 имел ровно столько же, но расположены они были по-другому (параллельно, что гарантировало чудовищно высокую проходимость, но не менее чудовищные проблемы при повороте или обслуживании ходовой).
Был еще проект «танкового крейсера» от некоего слишком инициативного товарища. Проектный вес — 270 тонн, 9 пушек, из которых две по 152 миллиметра, 17 пулеметов.
Есть ещё мамонт дореволюцiонный, он же Царь танк. И в самом деле, одним из названий этой НЕХ было «Мамонт» или «Мастодонт». Проект ну настолько странный, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Строго говоря, это не танк, а эдакий неебических размеров самоходный лафет на неебических размеров колёсах и с кое-каким вооружением. Серийно, разумеется, не выпускался, ибо первый прототип намертво застрял в лесу на испытаниях, где проржавел 7 лет и был разобран на металл.
Вообще-то, в реале все подобные проекты были напрочь выпилены еще в конце 1940-х, после окончания Второй Мировой. И вот почему:
Собственно, этих трех пунктов оказалось достаточно. Но крышка гроба плотнее держится на шурупах:
Бронетонец многоствольный, итальянский
Впрочем, пейсателей-фантастов и игроделов это нисколько не волнует. Зигмунд Фрейд задумчиво смотрит на толстенные стволы несуществующих образцов и привычно думает о причинах.
«Armor superiority!»
Первые «мамонты» GDI и СССР были похожи чуть менее, чем полностью (советский «Мамонт» стрелял ракетами, даже не поворачивая башню). Что считалось вполне логичным — ибо первый Алярт задумывался как приквел к оригинальной C&C, но как-то не срослось. В результате расово верный джидаевский «Мамонт „Модель 2“» из Tiberian Sun стал действительно эпичной вундервафлей — больше одной штуки в одни командирские руки за раз не выдавали. Более того, там это и не танк вовсе, а совсем даже меха, православно скопипижженная прямо из Звездных Войн AT-AT. Cтоль еретичная концепция прожила недолго, и третья модель снова стала каноничней некуда — навешиваем рельсотроны и пытаемся снова устроить танковый раш (если руки прямые — то даже успешно). В четвёртой части решили напихать всё что возможно, дав и нормальные мамонты, и переименованные в «Мастодонты» mk II — впрочем, благодаря суровым ограничениям, раш сильно порезали. Sad but true.
Варианты и модификации
Во время Великой войны конструкция оказалась настолько успешной и вызывала такой страх, что Советы сохранили многие черты танка Мамонт в обновленной версии — танке Апокалипсис. Новая тяжелая машина разделяет многие черты своего предшественника, имеет большую огневую мощь и броню, имеет более надежные бортовые ремонтные системы и сохраняет ракеты «Бивень Мамонта», которые теперь предназначены исключительно для противовоздушной обороны.
Шасси танка Мамонт советские конструкторы использовали для создания уникального сейсмического оружия — танка М.А.Д. Союзники в конце концов уничтожили прототипы танков и свернули исследования. После войны данное шасси было использовано для создания более мощного и легкого танка Апокалипсис.
Также шасси танка Мамонт использовалось доктором Демитрием для создания проекта советского Супер Танка. Танки были почти неудержимы, но когда Доктор Демитрий дезертировал, он случайно заставил танки уничтожать все на своем пути, пока союзникам не удалось деактивировать их.
Сборка «Мамонта» на советском заводе.
World of Tanks
VK 100.01 (P) представлен в MMO в жанре танковой аркады «World of Tanks» от белорусской студии Wargaming.net в качестве тяжёлого танка 8 уровня Германии. В игре танк можно оснастить 105-мм орудием Kw.K. L/52 и 128-мм Kw.K. L/50. Также доступны двигатели Porsche 16 Cyl. Y мощностью 1 000 л.с. и Porsche Typ 212 NL мощностью 1 200 л.с.
«Soviet power supreme!»
В серии Red Аlert cей монстр был создан сумрачным советским гением по приказу товарища Сталина, ибо тяжёлый танк СССР (кстати, тоже о двух пушках) хоть и заставлял бронетехнику Союзников вчистую сливать, столь же лихо выпиливался пехотинцами-ракетчиками и «Апачами». В результате получился огромный танк, лихо изничтожающий и пехоту, и танки, а также кое-как отстреливающийся от вертолетов (и то хлеб). Добавим сюда возможность саморемонта чуть более, чем наполовину. Вуаля — получаем PROFIT: тактику, известную как танковый раш (tank rush), когда большое количество склеенных танчиков является залогом победы, я гарантирую это!
Что было не так с М-3 «Ли»?
На самом деле как средний танк М-3 «Ли» был достаточно неплох. Удачно применялась боевая машина как в Африке, так и на Восточном фронте вплоть до 1942 года. М-3 имел солидное вооружение для периода начала войны: 75-мм пушку, 37-мм пушку и от 3 до 4 пулеметов калибра 7.62 мм. Как несложно догадаться, такое количество вооружения превращало американский танк в достаточно причудливую многобашенную конструкцию и раздувало его экипаж до 6-7 человек в зависимости от количества турелей с пулеметами. При это в 1941 году у танка была неплохая броня: лоб 51 мм, борта 38 мм, корма 38 мм. И неплохие ходовые качества – до 39 км/ч на шоссе, удельная мощность 11.1 л с/т. Это заметно ниже, чем у Т-34-76 – 54 км/ч на шоссе и 19.5 л с/т удельной мощности, но все еще очень неплохо.
Собственно, именно габариты танка и были главной проблемой. Они делали его крайне уязвимой целью как для немецких танков, так и для немецких артиллеристов. Применять М-3 «Ли» приходилось очень осторожно. Притом, что М-3 – это средний танк, его высота составляла 3.1 метра. Для сравнения высота советского Т-34 – 2.4 метра. По своим габаритам американский средний танк, был сопоставим с советским тяжелым танком КВ-1 – высота 3.2 метра. При этом бронирование КВ-1 превосходило бронирование М-3 «Ли» на 50% и больше. Вот и получалось, что вкупе с «раздутым» экипажем на 6-7 человек, М-3 превращался в братскую могилу на гусеницах. За что советские танкисты мрачно обзывали М-3 аббревиатурами «БМ» — братская могила и «ВГ» — верная гибель, добавляя «индекс» 6 или 7 в зависимости от количества членов экипажа, например БМ-6 или ВГ-7.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше о Второй мировой войне, то стоит почитать про отличный «Черчилль»: за что красноармейцы любили этот странный танк Ленд-лиза.
А Гудериан, против!
Гейнц Гудеариан раскритиковал танк.
Гейнц Вильгельм Гудериан – личность действительно значимая не только для Германии времен Второй мировой войны, но и для всей военной истории человечества. Не будет преувеличением сказать, что во многом именно благодаря ему танковые войска сложились как отдельный род окончательно. Именно он сделал огромный вклад в развитие идей моторизированной войны, за что в свое время получил прозвище «Быстроходный Гейнц». Стоит-ли вообще говорить о том, что отец-основатель танковых войск Германии в танках понимал и разбирался?
Пускай Гудериан остается личностью неоднозначной, однако здесь важно другое. Новый Pz.Kpfw. Maus V1 ему совсем не нравился. Еще до выхода на поле боя «Мышонок» нажил себе много врагов среди немецких командующих. Жесточайшая критика машины шла от самого Гудериана, который на тот момент занимал должность инспектора танковых войск.
Машина вышла сказочно дорогой.
Генерал-полковнику не нравилась форма башни, которая способствовала рикошету снарядов прямо в моторный отсек, у «Мыши» не было в принципе противопехотных пулеметов, медленность поворота башни с орудием. Также не нравились ему предложения поставить на танк еще и зенитное оружие.
Но больше всего Гудериана смущало количество ресурсов, которые «пожирал» Pz.Kpfw. Maus V1. Только расход топлива составлял 350 литров на 10 км! Для создания машины требовалось огромное число металлов, в том числе и весьма дорогих. На дворе был 1943 год. Командование Германии прекрасно понимало, что ситуация складывается не в их пользу и перспектива поражения становиться все более явной. Ресурсы страны таяли, а бюрократы и верховный главнокомандующий «игрались» дорогими безделушками. Несмотря на все, генералу удалось переубедить комиссию и отказаться от идеи выпускать 141 Pz.Kpfw. Maus V1 разом. Делать было решено по 5 в месяц.
Ленд-лиз и танки-иномарки
Насколько много иномарок танков было в СССР? На самом деле немного. Великобритания и США в рамках Ленд-лиза поставили около 18.5 тысяч единиц бронетехники, что составляет 17.6% от произведенной в Советском Союзе. Правда здесь речь идет о всей бронетехнике, включая САУ и бронетранспортеры. Для сравнения, куда больше Союзники поставили по Ленд-лизу автомобилей и грузовиков 427 тысяч против 265 тысяч произведенных в СССР (163%), капитально обеспечили СССР локомотивами 1977 американских и 4 британских поезда было передано СССР в годы войны против 825 произведенных у нас (240%). Немало поставили мотоциклов 36.8 тысячи против 27.2 тысяч (136%).
На первых этапах войны Советский Союз особенно просил готовые танки, которые сразу же можно будет бросать в бой. Однако с поставками танков были некоторые сложности. Вообще объемы поставок по Ленд-лиз прямо зависели от успехов Красной армии. Так что в некотором роде можно сказать, что иностранная помощь не развивала, а лишь помогала закрепить успех нашей армии. Все это было не каким-то злыми кознями западных друзей, а резонным страхом перед возможной победой Германии на востоке. Тогда тысячи единиц техники и миллионы тонн поставок товаров оказались бы в руках фашистов, которые после разгрома СССР определенно решили бы разобраться и с Великобританий, и с США.
В 1941 год во внимание в вопросе Ленд-лиза в СССР можно даже не принимать, так как действовать программа начала только в ноябре. Тем не менее в 1942 году в СССР из США и Великобритании было осуществлено поставок на 1363.3 млн долларов. К этому момент уже закончилось одно из наиболее судьбоносных сражений Второй мировой войны – Битва за Москву. Сражалась в нем Красная армия не просто за столицу, а за важнейший железнодорожный узел, потеря которого привела бы к коллапсу всей системы логистики на Восточном фронте. Значительная часть поставок пришлась на 1943 и 1944 год – 2965.9 и 3429.1 млн долларов. Таким образом активнее всего поставки шли уже после Сталинградской эпопеи, когда стало окончательно ясно, что СССР не проиграет. Другими словами, не стоит как переоценивать, так и недооценивать Ленд-лиз. В конечном счете иностранная помощь спасла жизни миллионов советских граждан на фронте и в тылу.
Что же касается танков-иномарок, то в СССР поставляла достаточно большой ассортимент бронетехники. Одни пользовались уважением среди красноармейцев, как например американский «Шерман» и британский «Черчилль», другие вроде британских «Матильды» и «Валентайна» чаще становились объектом насмешек. А некоторые красноармейцы и вовсе откровенно не любили, как американский танк М-3 «Ли» названный в честь известного генерала времен Гражданской войны в США Роберт Эдвард Ли, руководившего войсками южан.
Девастатор из сеговской версии Dune 2
Апокалипсисы советские в естественной среде обитания — на Красной площади (RA2)
Ну и конечно моды к вышеуказанному решили присосаться к великому. Более годные попытки:
Список похожестей, настроченый разношерстными фагами:
Для получения преимущества на поле боя, Иосиф Сталин приказал разработать новый чудовищный танк. Действуя по приказу, советские инженеры создали гигантский танк, самый тяжелый танк, когда-либо созданный в конфликте, чтобы противостоять растущей угрозе войск Альянса.
Танк Мамонт имеет классическую компоновку: переднее отделение управление, боевое посередине, моторное в корме. Корпус танка собирался из элементов чрезвычайно тяжёлой и крепкой брони, это действительно последнее слово в технологии советского танкостроения.
Машина оборудована для самостоятельного выполнения ограниченного ремонта на поле боя.
Танк вооружался спаренной установкой из двух 120-мм орудий. Механизмы прицеливания и поворота башни максимально автоматизированы для быстро наведения орудий непосредственно на намеченную цель.
Установка сдвоенных пушек дополняется двумя ракетными установками большого калибра «Бивень Мамонта», каждая имеет 6 пусковых направляющих. Ракеты крайне эффективны против пехоты и авиации.
Танк Мамонт имеет сегментированную ходовую часть — по два сегмента на борт. Один сегмент состоит из 4 опорных катков, ведущего и направляющего катков. Количество поддерживающих катков неизвестно. Гусеница собирается из стальных траков.
Зенитные самоходные установки:
Реактивные системы залпового огня:
Боевые разведывательные машины:
Бронированные ремонтно эвакуационные машины:
Бронированные разведывательные машины:
Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.
Зенитные ракетные комплексы:
Дистанционно управляемые боевые машины:
Самоходные лазерные комплексы:
Мамонт в литературе
В романе братьев Стругацких «Хищные вещи века» 1964 года, главный герой пытается выпилить фошыстSSкий бронированный штурмовой убертанк «Мамонт». Шушности добавляет то, этот танчик ещё и на воздушной подушке хрен знает на чём передвигается.
По форме траков и по зализанным очертаниям смотровой башни я узнал тяжелый штурмовой танк «мамонт», предназначенный для преодоления зоны атомных ударов, а ныне успешно используемый глубоководниками.
— Глава вторая
Мы все еще шутили и болтали, когда раздался грохот и треск, стена горящего дома обрушилась, и прямо из крутящегося огня, из тучи искр и дыма на нашу улицу выплыл, держась в метре над мостовой, штурмовой танк «мамонт». Такого ужаса мы еще не видели. Выплыв на середину улицы, он повел метателем, словно осматриваясь, затем убрал воздушную подушку и с громом и скрежетом двинулся в нашу сторону.
— Глава одиннадцатая
Я просидел до утра на середине улицы, держа на коленях перебинтованную голову Пека и глядя на чудовищные гусеницы танка, торчащие из асфальтового озера.
Особо жестокий геноцид данного шушпанцера совпадает по времени с капитуляцией фошыстов. Видимо, это был «Мамонт» Mk.II.
Его же скопипиздил Зорич под видом сверхтяжёлого конкордианского танка на магнитной подушке «Шамшир». В третьей книге эти танки чуть не разделали главного героя и его зондеркоманду. В четвёртой «Шамширы» люто выпиливали огромные шагоходы мерзких ксеносов.
Алсо, в книге есть особенная фраза, что штурмовой танк «Мамонт» создан для прохождения по местам ядерной бомбардировки, и его может не выпилить даже ближний ядерный пиздецЪ.
В недавнем альтернативно-историческом романе Андрея Уланова «Крест на башне» тоже присутствует двуствольный тяжёлый танк «Мамонт». И тоже, ЧСХ, у немцев.
В фантастической тетралогии «Большой чёрный корабль» Ф. Березина действуют 450-и метровые гигатанки на воздушной подушке. Венцом гигатанкостроения является главный герой второй книги — «Экипаж большого чёрного корабля» — 600 метровый гигатанк «Сонный Ящер».
В фантастической повести Андрея Столярова «Мечта Пандоры» присутствуют танки «манта», которые, судя по характеристикам являются родственниками «Мамонтов».
Мы садились прямо на склады. Вдали уходи разрывы, но мы все-таки надеялись закрепиться — у нас были податомные базуки, которые если и не пробивали броню, то, во всяком случае, после попадания останавливали «манты» на минуту-две, пока меняется оплавившаяся оптика, а за две минуты можно было навести канальную мину.
— Глава первая
В романе «Осада» Билла Болдуина, где герой направлен военным советником в Содеску:
Сквозь летящий снег Брим разглядел штук тридцать приземистых монолитов, стоящих пятью ровными рядами наподобие торчащих зубов. Массивные и зловещие, они отражали темными зеркальными боками тот слабый свет, который еще проникал через снеговые тучи.
— Сальная борода Вута, — прошептал Брим, когда глайдер остановился перед входом на эту стоянку.
— Наша последняя модель, — крикнул Урсис, перекрывая рев гравимоторов. — Боевые краулеры С-33. Хороши, а?
Шум грозных пирамидальных машин оглушал даже внутри хорошо изолированного глайдера.
Так же существует целый цикл посвященый гигантским танкам «Боло» писателя Кита Лаумера.