Austin
В СССР поставлялось несколько моделей грузовиков фирмы Austin. Полуторатонный K30, двухтонный K2, трехтонный К3 и его доработанную версию К6.
Конструктивно автомобили были во многом схожи и фактически отличались лишь базой да количеством осей. Все грузовики оснащались рядным 3,5-литровым бензиновым двигателем на шесть цилиндров мощностью 60 л.с. Кроме того машины были унифицированы по коробкам передач, мостам, подвескам, тормозам и кабинам. Изначально последние шли в упрощенном варианте, а после 1942 года стали полностью цельнометаллическими.
В Красной армии на шасси трехосного Austin K3 приспособили различные надстройки в виде фургонов радиосвязи и другого военного оборудования. Базовый К3 имел двускатную ошиновку, но существовала версия и с одинарными задними колесами, а также 4-литровым двигателем увеличенной мощности на 72 л.с.
В 1942 году на смену Austin K3 пришел более совершенный Austin K6. Он оснащался форсированным до 82 л.с. мотором и увеличенным бензобаком. Эту модификацию использовали, в том числе под установку реактивного миномета М-13. Однако сколько собрали таких машин достоверно не известно.
Всего в общей сложности в СССР прибыло около пятисот Остинов.
Bedford
Из всех британских машин проходивших службу в Красной армии, самыми распространенными были грузовики фирмы Bedford. Их доля от общих поставок занимала 20%, что в количественном выражении составляло 1100 машин. В основном в СССР поставлялись две модели: полуторатонный Bedford OXD и трехтонный Bedford OYD.
Оба грузовики имели колесную формулу 4х2, но за счет односкатной ошиновки обладали весьма неплохой проходимостью. Bedford OXD отличался укороченной базой в 2820 мм, тогда как OYD имел базу в 3988 мм. В остальном по внешнему виду грузовики практически не отличались.
Грузовики оснащались шестицилиндровым мотором рядного типа мощностью 72 л.с. Работал он в паре с 4-ступенчатой МКПП. Как и все британские автомобили, Бедфорды имели праворульное исполнение.
Помимо вышеописанных моделей в Красную армию попал и Bedford QLD — трехтонный грузовик с колесной формулой 4х4. Он отличался компоновкой типа кабина над двигателем и усредненной базой в 3632 мм. В СССР Bedford QLD поставлялся в очень небольшом количестве.
Commer
Фирма Commer с самого своего основания в 1905 году специализировалась на производстве грузовиков. Собственно ее название и является сокращением от словосочетания Commercial Cars (Коммерческие автомобили).
Наравне с Bedford OYD, Commer Q4 был одним из самых распространенных грузовиков Великобритании грузоподъемностью в три тонны. Поставлялся он и в Советский Союз, но в единичных экземплярах.
Commer Q4 представлял собой капотный грузовик с колесной формулой 4х2. Он был создан на основе гражданского грузовика Commer Superpoise, но в отличие от него получил одинарные шины размерностью 10,50-16 дюймов и упрощенную кабину. Интересно выглядели буксировочные проушины в передней части машины, совмещенные со стальной U-образной дугой защиты радиатора.
В британской армии Коммеры не жаловали, предпочитая более надежные Бедфорды. Впрочем, оно и понятно, учитывая гражданские корни Q4.
Fordson
Компания Fordson (Форд и сыновья) известна в нашей стране еще с начала 1920-х, когда в СССР освоили выпуск тракторов Фордзон-Путиловец. В Великобритании филиал американской Fordson начал работу спустя десятилетие в 1933 году.
На островах фирма выпускала широкую номенклатуру грузовиков, как коммерческих, так и сугубо военных. Последние имели наименование WOT (War Office Truck). Выпускались несколько модификаций от трехтонки WOT1 с колесной формулой 6х4, до полуторатонного полноприводного WOT8. Последний приглянулся нашим армейцам и партией почти в 900 единиц, был заказан в СССР.
Fordson WOT8 представлял собой двухосный грузовик с кабиной над двигателем и малораспространенным для военных машин тех лет — двигателем V8 (сказывались американские корни). Как бы то ни было мотор был вполне надежен и выдавал вполне приличные 85 л.с.
Кроме того за счет двухступенчатого демультипликатора и полного привода, Ford WOT8 прекрасно справлялся с функцией артиллерийского тягача для английской 17-фунтовки, массой в три тонны. В РККА Фордзоны применялись в разных ипостасях, в том числе и как шасси для «Катюши».
По внешнему виду, британские Форды выделялись своей угловатой кабиной и необычной передней облицовкой, с вытянутой вертикальной фальшрадиаторной решеткой, и горизонтальным «козырьком» — площадкой над ней.
В армии грузовики Fordson WOT8 зарекомендовали себя неплохо. Они ценились за высокую проходимость и надежность, хотя особой славы ввиду своей немногочисленности не завоевали.
Армейские заднеприводные автомобили второго поколения
Во второе поколение входили прежние существенно доработанные автомобили разных категорий, поступившие в серийное производство с началом войны, и принципиально новые образцы, сохранившие традиционный привод задних колес. В разгар Второй мировой их стали оттеснять более совершенные американские машины, поступавшие в Соединенное Королевство по ленд-лизу.
Morris-Commercial С4 (1939-1943 гг.)
Многоцелевой автомобиль С4 компании «Моррис-Коммершиэл» не представлял какого-либо шага вперед, а являлся всего лишь упрощённым и чуть удлинённым вариантом ранней 1,5-тонной модели CS8 с увеличенной до 70 сил мощностью, открытой или закрытой кабиной и различными деревянными кузовами.
Standard UV (1939-1943 гг.)
Цельнометаллический пикап UV фирмы «Стандард» грузоподъемностью 400 кг был создан на 44-сильном шасси легковушки Flying Twelve с плоскими боковинами кузова, у которой переднюю независимую подвеску заменили на зависимую с неразрезной осью. Семь тысяч таких машин применяли на общих перевозках в армии и британских ВВС.
Ford WOA2 (1941-1944 гг.)
Вслед за лёгкой военной машиной Ford WOA1 английское подразделение корпорации Ford Motor Company на гражданском 85-сильном шасси V8-62E выпустило около пяти тысяч своеобразных штабных минивэнов WOA2 с цельнометаллическими кузовами, в которых размещались командирские радио- и телефонные станции.
Ford WOТ2 (1940-1945 гг.)
В конце 1940-го для восполнения утерянной части военного автопарка после поражения во Франции британское отделение Ford представило компактный многоцелевой автомобиль WOT2 с полезной нагрузкой 750 кг, выпускавшийся в нескольких вариациях. Он имел простейшую конструкцию с 3,6-литровым мотором V8 в 60 сил, открытой кабиной с боковыми брезентовыми фартуками или полудверями и коротким деревянным кузовом на восемь солдат.
Несмотря на низкую проходимость, WOT2 предлагался в семи исполнениях и был выпущен в количестве 60 тысяч экземпляров.
Bedford MWD (1938-1945 гг.)
Этот лёгкий автомобиль был типичным примером преобразования рядового грузовичка в достаточно удобную и компактную армейскую машину для перевозки солдат, мелких грузов и установки зенитных систем. Её разработку и испытания производила фирма «Бедфорд» в рамках 72-сильной коммерческой гаммы MW грузоподъемностью 750 кг и 1,5-тонного семейства ОХ.
Базовый военный вариант MWD отличался сугубо функциональной и лишенной намёка на элегантность внешностью с плоской передней панелью, двумя или одной левой фарой, открытой кабиной без дверей и деревянным кузовом. Он выпускался в шести исполнениях. В общей сложности их собрали 66 тысяч.
В условиях острой нехватки армейских грузовиков британские фирмы Austin, Bedford и другие активно переделывали свои гражданские автомобили в двухосные военизированные версии, о которых мы уже рассказывали.
В ходе войны существенно возросла роль типовых трёхтонок второго поколения с широкопрофильными шинами, которые на фоне полученных по ленд-лизу из США полноприводных машин оказались устаревшими и неприспособленными к эксплуатации в боевой обстановке.
Thornycroft Tartar WO/WOF (1938-1941 гг.)
В конце 30-х одними из популярных трёхосок были бескапотные грузовики Tartar WO фирмы «Торникрофт» с верхнеклапанным двигателем в 74 силы, двухступенчатым редуктором, приводом тормозов с вакуумным усилителем и кабиной с откидным верхом, на которых устанавливали ремонтно-эвакуационное и инженерное оснащение.
С января 40-го усиленное 77-сильное шасси WOF применялось для установки спецфургонов, полевых мастерских, фотолабораторий и др. До июня 1941-го их собрали 1 600 экземпляров.
Эту конструкцию с единой колёсной базой около четырех метров копировали грузовики Albion BY3 и Leyland Retriever с собственными силовыми агрегатами мощностью 73-80 сил, служившие в основном для перевозки понтонов и мостовых секции.
Ford WOT1 (1940-1945 гг.)
Новое направление развития трёхтонок открыло английское отделение корпорации Ford Motor Company, выпускавшее по заказу Военно-воздушных сил Великобритании 85-сильный автомобиль WOT1 капотной компоновки. Его основой являлся гражданский вариант Е917Т образца 1939 года, от которого WOT1 отличался плоской облицовкой радиатора и упрощёнными кабинами разной длины.
Гамму надстроек составляли фургоны, сменные контейнеры, топливозаправщики, прожекторы, аэростатные лебёдки, передвижные госпитали и т. д. До конца войны было собрано свыше девяти тысяч машин этой серии.
С 1942 года по заказу британских ВВС компания Austin выпускала капотный грузовик К6 с различными надстройками, аналогичный по общей конструкции и назначению машинам Ford WOT1.
Albion CX23N/CX22 (1941-1945 гг.)
В военное время компания «Альбион» собирала 10-тонные автомобили-тягачи серии СХ. В 1941-м первым появился бескапотный бортовой вариант СХ23N с шестицилиндровым дизелем в 100 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, пятиметровой колёсной базой и удлиненным бортовым кузовом с подвесными инструментальными ящиками.
С декабря 1943-го его вариантом являлся один из самых известных армейских автомобилей марки «Альбион» – капотный грузовик-тягач СХ22 для буксировки тяжёлых прицепов и орудий калибра до 155 мм.
Его оснастили бортовым кузовом с люком в тенте, узкой входной дверью и четырёхместным отсеком для размещения боевого расчёта буксируемой пушки и укладки амуниции, а также восьмитонной лебёдкой. Машин обоих типов построили 900 экземпляров.
На заглавной фотографии – компактный многоцелевой автомобиль Bedford MWD позднего выпуска со светомаскировочными фарами и люком в жёсткой крыше кабины.
Все меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Ленд-лиз великобритании — другие грузовики
В СССР поставлялись также грузовики фирм Albion, Thornycroft, Leyland, Scammell и другие. Вообще «зоопарк» британских машин был довольно разнообразен, но малочислен. Тем не менее и такая помощь не была лишней, особенно на первых этапах войны, когда убыль собственной техники в РККА была запредельной.
Ленд-лиз от великобритании
Согласно официальным данным с 1941 по 1944 год Великобритания поставила в СССР 5239 автомобилей и бронемашин. Цифра более чем скромная на фоне аналогичных поставок из США, которые насчитывали более 200 тысяч автомашин. Тем не менее английские автомобили пришлись весьма кстати, особенно на начальном этапе войны.