Другой ленд-лиз. Dodge WC-51

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51 World of Tanks

Армейские автомобили dodge т214 в красной армии

В 1942-1945 годах по ленд-лизу в Красную армию поставляли в основном три базовые модели, собиравшиеся на временном заводе в порту Бушир. Первая машина WC51 с восьмиместным цельнометаллическим кузовом с тентом и вторая WC52 с лебёдкой служили транспортёрами личного состава, командирскими и разведывательными автомобилями, а также носителями крупнокалиберных зенитных пулемётов. Третьим был штабной фургон WC53 с радиостанцией.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Красноармейцы на ленд-лизовской машине Dodge WC51 в освобождённой Софии. Сентябрь 1944 год

По разным источникам в СССР до конца войны было отправлено от 19,6 до 25,2 тысячи машин этого семейства плюс 200 штабных версий WC56/58 для высшего офицерского звена. На завершающем этапе войны в Красную армию в ограниченных объемах поступали также санитарные машины WC54 и WC64 со специальными закрытыми кузовами разной вместимости.

Одним из самых известных ленд-лизовских автомобилей в годы войны был dodge wc-51. машину в войсках прозвали dodge «три четверти» — из-за ее грузоподъемности в 750 кг. но была и более серьезная версия: настоящий грузовик колесной формулой 6х6, dodge wc-62. он брал на борт полторы тонны.

Борта самой разнообразной военной техники, поставляемой в Советский Союз из США во время Великой Отечественной, часто несли на себе надпись, сделанную от руки — «В Россию для дядюшки Джо». Так американцы прозвали Иосифа Сталина и выражали свою солидарность нашему народу, отгружая на Восточный фронт технику и вооружение для Красной армии.

Помощь, кстати, была не безвозмездной. Она оценивалась в сумму 10 млрд тогдашних долларов США, но СССР был обязан оплатить только ту ее часть, которая уцелеет за время войны. Кстати, окончательно рассчитаться с США по долгам за ленд-лиз наша страна сумела лишь к середине нулевых годов XXI века.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Брезентовый ремешок символически отделял внутреннее пространство от внешнего.

В годы войны был закуплен большой арсенал колесной техники, начиная от небольших автомобилей и заканчивая грузовиками и бронетранспортерами на их базе. Из всей линейки «Доджей» в армии запомнился тот, который «три четверти». Его младший брат заслужить особого прозвища не успел.

«Додж» 6х6 попал в СССР под конец войны, а собственное имя по грузоподъемности, «полуторка», было давно занято своим грузовиком. Всего в СССР было поставлено более 24 тысяч автомобилей Dodge WC-51 с колесной формулой 4х4 и всего около трехсот полуторатонных Dodge WC-62. Теперь такие машины в нашей стране большая редкость.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Приборы в традициях тех лет размещены строго посередине «торпедо».

Идею построить более грузоподъемную машину на тех же узлах и агрегатах, что и грузопассажирский «Додж» 4х4, высказали сами военные: надо повысить вместимость, количество перевозимых солдат, вооружения и боеприпасов, расширить гамму кузовов для тогдашних штабных и санитарных нужд, а также буксировать более тяжелые орудия.

В возможностях двигателя, рядной бензиновой нижнеклапанной карбюраторной «шестерки» объемом 3,8 л и мощностью в 92 л. с. американские военные не сомневались. Перечитав еще раз «фамильные» черты мотора, вы, наверное, опознаете в них мотор нашего ГАЗ-51.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Задние мосты на рессорно-балансирной подвеске без амортизаторов.

До войны у СССР был выход на двигатель от Dodge и его документацию. Во время войны, суммировав все плюсы и минусы техники, доставшейся от союзников, советские конструкторы полностью определились с выбором типа мотора для собственных грузовиков послевоенного поколения. Такое родство, кстати, очень пригодилось для поддержания на ходу конкретно этой машины.

Про WoT:  ошибка 3005 World Of Tanks что делать
Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
На переборке моторного отсека реле-регулятор РР-24, «Сделано в СССР».

Присмотревшись, под капотом американского грузовика из первой половины прошлого века нашел на переборке моторного отсека реле-регулятор РР-24 с клеймом «Сделано в СССР». Что касается запчастей по мотору, проблем быть тоже не должно. Остальное приходится заказывать из США, через интернет-магазины.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Многолистовые рессоры с двухсторонними (!) рычажными амортизаторами.

Раз уж я вспомнил про двигатель, надо сказать и о главном внешнем отличии машины от «Доджа» 4х4 — о третьей оси. Здесь конструкторы поступили оригинально и просто: проходного редуктора между мостами нет. От раздаточной коробки идут два отдельных карданных вала, каждый к своему мосту.

Такое решение потребовало лишь разработать оригинальную раздаточную коробку. Тотальная унификация — самое то для боевого автомобиля. Передняя подвеска общая на всё семейство: многолистовые рессоры с двухсторонними (!) рычажными амортизаторами, задняя подвеска — рессорно-балансирная, без амортизаторов.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Оригинальные шины с горделивой надписью Military были куплены в США.

Два слова о штатном фаркопе: слева от него есть электроразъём для подключения прицепа. Этот штрих говорит о культуре производства американских грузовиков тех лет. Полуторатонная полноприводная машина спокойно могла тянуть прицеп вдвое тяжелее, чем составляла ее грузоподъемность.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Слева от штатного фаркопа есть электроразъем для прицепа.

Попал грузовик в нашу страну давно, но за ним последние лет 30 следили хорошо. Даже вся мелочевка и шанцевый инструмент сохранились родные. Интересная особенность: грузовик комплектовался штатными канистрами с топливом и киркой, которая была закреплена раздельно: древко и кирка.

Таковым все осталось и по сей день, пропали только брезентовые складные ведра за давностью лет. Канистры нужны были не для форса — аппетит у рядной «шестерки», по современным меркам, богатырский. В инструкции по обслуживанию машины говорится о 35 л на 100 км пути. Сейчас, когда уже непонятно, сколько «кругов» прошел счетчик пробега, расход явно больше.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
У Dodge WC-62 энергетика просто бешеная.

Попасть за руль «Доджа» можно только со стороны пассажира. С водительской крепится запасное колесо. Так как дверей у кабины нет, пятое колесо было и защитой от непогоды, и от пуль-осколков для фронтового шофера. Зато водитель мог левую руку положить на брезентовый ремешок, который символически отделял внутреннее пространство машины от внешнего.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Кирка, шанцевый инструмент, закреплена раздельно: древко и сама кирка.

Приборы по традиции проектирования американских машин тех лет размещены строго посередине «торпедо». Они отлично читаются, если грузовик в статике. В движении надо приглядываться к показаниям амперметра и датчика давления масла — держу пари, что 75 лет назад наши деды и прадеды вообще туда не смотрели, особенно когда приходилось жарко на дороге: раз машина едет, значит воюем, некогда по сторонам глядеть.

Педаль газа напольная, стоит на центральном тоннеле. Далековато от своих «подружек», педалей сцепления и тормоза. Это показалось неудобным. За водителем и старшим машины кузов: по обе стороны лавки, рассчитанные на перевозку личного состава. Условия для работы крайне спартанские, но на такой машине воевали в любую погоду.

Осторожно завел бравого вояку — шум и гул приличный. По звукоряду Dodge очень похож на то, как работает наш ЗиЛ-157. Сердцем чувствуешь, что пока все зазоры не выберутся, шестеренки не вцепятся намертво друг за друга, машина не тронется с места. Так и здесь: спустя небольшую паузу грузовик, на манер старого носорога, неспешно начал свой разбег.

Про WoT:  Гайд по тяжелому танку СССР 8 уровня ИС-М в World of Tanks

Но резко пришпоривать его не хотел. Коробка передач здесь без синхронизаторов, вспоминаю, как переключаться на пониженную с повышенной, с перегазовкой, и трогаюсь в облаке синего марева выхлопа. К реву мотора добавился еще и вой в трансмиссии — ветеран начал свое сольное выступление.

Редкий армейский Dodge WC-62 «для дядюшки Джо», или за что мы должны были американцам 10 млрд долларов
Одно дело смотреть на такие машины в музее и другое — сесть за руль легенды.

От любого грузовика веет какой-то особой аурой, которая легковушкам недоступна. От Dodge WC-62 энергетика была просто бешеная: скупые, словно обветренные обводы капота, плоское ветровое стекло, брезентовый верх хлопал на ветру. Все это, а также запах выхлопа мотора синеватого цвета с ярко-выраженным бензиновым духом кружил голову.

Да, мне позволили проехать за рулем Dodge WC-62 всего ничего, потому как раритет. Но и за это большое спасибо. Одно дело смотреть на такие машины в музее и совсем другое дело — сесть за руль легенды, которая 75 лет назад внесла свой вклад в победу над нашим общим врагом.

Серия dodge т202 (vc1/vc6)

С началом Второй мировой войны компания Dodge, входившая в корпорацию Chrysler, сравнительно легко выиграла первый же конкурс военного ведомства США и перестроилась на серийный выпуск своей первой полутонной многоцелевой серии Т202 (4х4) с упрощенной кабиной и всеми односкатными колесами, которая базировалась на шасси обычного заднеприводного пикапа ТС образца 1939 года.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Легкая открытая штабная машина Dodge Т202 VC1 c пятиместным цельнометаллическим кузовом. 1939 год

От него армейские автомобили унаследовали специфические для коммерческих машин того времени обтекаемые формы с округлым капотом, «надутыми» крыльями и фигурными вырезами вместо дверей. Свою базовую маркировку они получили по модели основного рядного шестицилиндрового мотора Т202 (3,3 л, 79 л.с.) и оснащались четырехступенчатой коробкой передач с одноступенчатой раздаточной, мостами собственной конструкции, подвеской на полуэллиптических рессорах, гидроприводом тормозов и шинами размером 7,50-16. При полной массе до трёх тонн максимальная скорость достигала 80 км/ч.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Шасси Dodge T202 VC3 с закрытой двухместной кабиной и установкой для спаренных зенитных пулемётов

Основными вариантами в этой серии считались открытые штабные и разведывательные машины с войсковой маркировкой VC1 и упрощенными цельнометаллическими кузовами фирмы Budd с закрепленным сбоку запасным колесом. Второй вариант VC2 отличался установкой радиостанции за задним сиденьем.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Армейский цельнометаллический пикап Dodge T202 VC5 с местами для боевого расчета. 1940 год

Следующие версии VC3, VC4 и VC5 были пикапами с разными видами открытых или закрытых кабин и грузовых платформ для монтажа зенитного пулеметного вооружения. Грузопассажирский автомобиль VC6 Carryall получил полностью закрытый трёхдверный кузов-фургон для перевозки воинских грузов. За два года для армии США было собрано 4640 машин серии Т202.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Полноприводный грузопассажирский фургон Dodge T202 VC6 с широкой откидной задней дверью

Серия dodge т207/т211/т215 (wc1/wc43)

Выиграв в 1940 году очередной конкурс военного ведомства, компания Dodge довольно быстро разработала и начала серийный выпуск второй гаммы усиленных многоцелевых машин Т207 1/2-тонного класса (500 кг) с более строгими армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора и плоскими крыльями.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Пикап Dodge T207 WC1 с двухместной кабиной и тентованной грузовой платформой. 1941 год

Новый модельный ряд был существенно расширен. Базовым стал многоцелевой пикап WC1 с колёсной базой около трёх метров и цельнометаллическими двухместной кабиной и открытым кузовом. По американской терминологии это был «носитель вооружения» (weapon carrier), давший всем последующим сериям единую буквенную индексацию WC.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Открытая командирская машина Dodge T207 WC7 с лебёдкой на испытаниях в форте Holabird

Шасси WC3 с открытой грузовой платформой и версия WC4 с лебёдкой служили для монтажа различного вооружения, в том числе 37-мм зенитной пушки.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Носитель вооружения WC4 с лебёдкой и грузовой платформой для несения лёгкого вооружения

В программу входили также закрытый санитарный автомобиль WC9 с удлиненной колесной базой и задними одно- или двускатными колесами, а также грузопассажирский вариант WC10 Carryall и аналогичный ему фургон WC11.

Про WoT:  Гайд по немецкому среднему танку 9 уровня Kampfpanzer 50 t в World of Tanks
Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Длиннобазная санитарная машина WC9 для перевозки четырех раненых на носилках. 1941 год

В 1941-1942 годах выпускалась третья усиленная полутонная гамма Т211 с модернизированным мотором в 85 сил, параллельно с которой изготовлялась четвертая серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 л, 92 л.с.).

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Штабной 92-сильный автомобиль Dodge T215 WC25 с тентом и радиостанцией. 1942 год

Внешне они ничем друг от друга и от серии Т207 не отличались, но их многочисленные войсковые маркировки в корне изменились: на шасси Т211 они носили индексы от WC12 до WC20, в серии Т215 – от WC21 до WC43. До 1944 года в общей сложности было выпущено 78,2 тысячи армейских машин полутонного ряда, поступавших по ленд-лизу в союзные страны.

Сохранившиеся до сих пор военные автомобили Dodge серий Т207, Т211 и Т215​

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Автомобиль Dodge T207 WC3 без лебёдки для монтажа вооружения и буксировки прицепов

Серия dodge т214 (wc51/wc64)

Наибольшую известность приобрели многоцелевые грузопассажирские полноприводные автомобили Dodge серии Т214 3/4-тонного класса (750 кг), выполненные на новом существенно усиленном шасси с укороченной на полметра колесной базой (2,5 метра). В США они носили прозвища Beep («Бип») или Big Jeep («Большой джип»).

Прототип первой машины был готов в конце 1941 года, а в начале 1942-го развернулся серийный выпуск двух схожих базовых многоцелевых автомобилей с открытыми кузовами – носитель вооружения WC51 и его аналог WC52 с передней 2,5-тонной лебедкой и отбором мощности от трансмиссии автомобиля.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Самый известный 92-сильный армейский автомобиль Dodge Т214 WC51 без лебёдки. 1942 год

Их оборудовали 92-сильным двигателем от серии Т215, ведущими мостами с гипоидными главными передачами, шарнирами равных угловых скоростей Bendix-Weiss, открытыми кабинами без дверей с более вместительными и грузоподъемными кузовами с продольными деревянными скамейками и ящиками для амуниции, а также 12-вольтным электрооборудованием и широкопрофильными шинами размером 9,00-16. Все они могли буксировать прицепы и артсистемы массой до двух тонн.

Сохранившиеся до сих пор военные автомобили Dodge Т214 WC51 и WC52

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Простейший открытый «навороченный» Dodge T214 WC51 без лебёдки

В 1942-1943 годах на специальном чуть укороченном шасси фирма собирала штабные шестиместные грузопассажирские машины WC53 с обтекаемыми цельнометаллическими кузовами. Обычно в них размещали мощные радиостанции или центры оперативно-тактического управления войсками.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Полностью закрытая трёхдверная штабная машина T214 WC53 с радиостанцией

В свою очередь базовые машины WC51 и WC52 стали основой пятиместных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами компании Budd.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Президент США Рузвельт в штабной машине WC56 без лебёдки осматривает американские войска

На специальных длиннобазных шасси устанавливали ремонтные мастерские WC59, WC60 и WC61 различного назначения. Боевой автомобиль WC55 с лебёдкой служил для монтажа одиночных или спаренных зенитных пулеметов, 37-миллиметровой противотанковой пушки и опытной системы для запуска противотанковых реактивных снарядов.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Открытый боевой автомобиль WC55 с передней лебёдкой и 37-мм противотанковой пушкой М3А1

В 1942-1944 годах особую категорию армейских вездеходов составляли санитарные машины WC54 с удлиненной колесной базой и цельнометаллическими кузовами с округлой крышей, в которых раненых доставляли на четырёх носилках или на семи продольных сиденьях.

В 1945 к ним добавились более вместительные санитарные версии WC64 со съёмными прямоугольными деревометаллическими авиатранспортабельными кузовами и WC54M с высоким цельнометаллическим корпусом со сдвижной боковой дверью.

Сохранившиеся до сих пор санитарные машины Dodge Т214 WC54 и WC64

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Удлиненная санитарная машина WC54 в пробеге старинных автомобилей

Все варианты автомобилей серии Т214 имели габаритную длину в пределах 4,2-4,9 метров, дорожный просвет – 267 мм, собственную массу – от 2,4 до 3,1 тонны. Они развивали максимальную скорость 87 км/ч и расходовали в среднем 13 л бензина на 100 км.

Серия dodge т223 (wc62/wc63)

Одними из самых оригинальных американских многоцелевых автомобилей периода Второй мировой считаются трехосные полноприводные машины семейства Т223 1,5-тонного класса. В него входили только две многофункциональные версии с удлиненной рамой, колесной базой в 3,7 метра и открытыми цельнометаллическими кузовами – базовая машина WC62 без лебёдки и WC63 с лебёдкой, конструктивно унифицированные с двухосной серией Т214.

Другой ленд-лиз. Dodge WC-51
Трёхосный Dodge T223 WC63 с лебёдкой в городке Тревьер в Нормандии после высадки десанта. Июль 1944 года

На них можно было доставлять до 12 солдат с вооружением, монтировать цистерны-топливозаправщики, ремонтное и эвакуационное оборудование, устанавливать различное крупнокалиберное оружие и даже пробную ракетную установку. В годы войны их собрали 43,2 тысячи экземпляров, из них по ленд-лизу в СССР было отправлено 300 машин.

На заглавной фотографии – штабной автомобиль Dodge T214 WC58, которым в 1945 году пользовался генерал Джордж Паттон.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Оцените статью
TankMod's
Добавить комментарий