- Армейские автомобили dodge т214 в красной армии
- Одним из самых известных ленд-лизовских автомобилей в годы войны был dodge wc-51. машину в войсках прозвали dodge «три четверти» — из-за ее грузоподъемности в 750 кг. но была и более серьезная версия: настоящий грузовик колесной формулой 6х6, dodge wc-62. он брал на борт полторы тонны.
- Серия dodge т202 (vc1/vc6)
- Серия dodge т207/т211/т215 (wc1/wc43)
- Серия dodge т214 (wc51/wc64)
- Серия dodge т223 (wc62/wc63)
Армейские автомобили dodge т214 в красной армии
В 1942-1945 годах по ленд-лизу в Красную армию поставляли в основном три базовые модели, собиравшиеся на временном заводе в порту Бушир. Первая машина WC51 с восьмиместным цельнометаллическим кузовом с тентом и вторая WC52 с лебёдкой служили транспортёрами личного состава, командирскими и разведывательными автомобилями, а также носителями крупнокалиберных зенитных пулемётов. Третьим был штабной фургон WC53 с радиостанцией.

По разным источникам в СССР до конца войны было отправлено от 19,6 до 25,2 тысячи машин этого семейства плюс 200 штабных версий WC56/58 для высшего офицерского звена. На завершающем этапе войны в Красную армию в ограниченных объемах поступали также санитарные машины WC54 и WC64 со специальными закрытыми кузовами разной вместимости.
Одним из самых известных ленд-лизовских автомобилей в годы войны был dodge wc-51. машину в войсках прозвали dodge «три четверти» — из-за ее грузоподъемности в 750 кг. но была и более серьезная версия: настоящий грузовик колесной формулой 6х6, dodge wc-62. он брал на борт полторы тонны.
Борта самой разнообразной военной техники, поставляемой в Советский Союз из США во время Великой Отечественной, часто несли на себе надпись, сделанную от руки — «В Россию для дядюшки Джо». Так американцы прозвали Иосифа Сталина и выражали свою солидарность нашему народу, отгружая на Восточный фронт технику и вооружение для Красной армии.
Помощь, кстати, была не безвозмездной. Она оценивалась в сумму 10 млрд тогдашних долларов США, но СССР был обязан оплатить только ту ее часть, которая уцелеет за время войны. Кстати, окончательно рассчитаться с США по долгам за ленд-лиз наша страна сумела лишь к середине нулевых годов XXI века.

В годы войны был закуплен большой арсенал колесной техники, начиная от небольших автомобилей и заканчивая грузовиками и бронетранспортерами на их базе. Из всей линейки «Доджей» в армии запомнился тот, который «три четверти». Его младший брат заслужить особого прозвища не успел.
«Додж» 6х6 попал в СССР под конец войны, а собственное имя по грузоподъемности, «полуторка», было давно занято своим грузовиком. Всего в СССР было поставлено более 24 тысяч автомобилей Dodge WC-51 с колесной формулой 4х4 и всего около трехсот полуторатонных Dodge WC-62. Теперь такие машины в нашей стране большая редкость.

Идею построить более грузоподъемную машину на тех же узлах и агрегатах, что и грузопассажирский «Додж» 4х4, высказали сами военные: надо повысить вместимость, количество перевозимых солдат, вооружения и боеприпасов, расширить гамму кузовов для тогдашних штабных и санитарных нужд, а также буксировать более тяжелые орудия.
В возможностях двигателя, рядной бензиновой нижнеклапанной карбюраторной «шестерки» объемом 3,8 л и мощностью в 92 л. с. американские военные не сомневались. Перечитав еще раз «фамильные» черты мотора, вы, наверное, опознаете в них мотор нашего ГАЗ-51.

До войны у СССР был выход на двигатель от Dodge и его документацию. Во время войны, суммировав все плюсы и минусы техники, доставшейся от союзников, советские конструкторы полностью определились с выбором типа мотора для собственных грузовиков послевоенного поколения. Такое родство, кстати, очень пригодилось для поддержания на ходу конкретно этой машины.

Присмотревшись, под капотом американского грузовика из первой половины прошлого века нашел на переборке моторного отсека реле-регулятор РР-24 с клеймом «Сделано в СССР». Что касается запчастей по мотору, проблем быть тоже не должно. Остальное приходится заказывать из США, через интернет-магазины.

Раз уж я вспомнил про двигатель, надо сказать и о главном внешнем отличии машины от «Доджа» 4х4 — о третьей оси. Здесь конструкторы поступили оригинально и просто: проходного редуктора между мостами нет. От раздаточной коробки идут два отдельных карданных вала, каждый к своему мосту.
Такое решение потребовало лишь разработать оригинальную раздаточную коробку. Тотальная унификация — самое то для боевого автомобиля. Передняя подвеска общая на всё семейство: многолистовые рессоры с двухсторонними (!) рычажными амортизаторами, задняя подвеска — рессорно-балансирная, без амортизаторов.

Два слова о штатном фаркопе: слева от него есть электроразъём для подключения прицепа. Этот штрих говорит о культуре производства американских грузовиков тех лет. Полуторатонная полноприводная машина спокойно могла тянуть прицеп вдвое тяжелее, чем составляла ее грузоподъемность.

Попал грузовик в нашу страну давно, но за ним последние лет 30 следили хорошо. Даже вся мелочевка и шанцевый инструмент сохранились родные. Интересная особенность: грузовик комплектовался штатными канистрами с топливом и киркой, которая была закреплена раздельно: древко и кирка.
Таковым все осталось и по сей день, пропали только брезентовые складные ведра за давностью лет. Канистры нужны были не для форса — аппетит у рядной «шестерки», по современным меркам, богатырский. В инструкции по обслуживанию машины говорится о 35 л на 100 км пути. Сейчас, когда уже непонятно, сколько «кругов» прошел счетчик пробега, расход явно больше.

Попасть за руль «Доджа» можно только со стороны пассажира. С водительской крепится запасное колесо. Так как дверей у кабины нет, пятое колесо было и защитой от непогоды, и от пуль-осколков для фронтового шофера. Зато водитель мог левую руку положить на брезентовый ремешок, который символически отделял внутреннее пространство машины от внешнего.

Приборы по традиции проектирования американских машин тех лет размещены строго посередине «торпедо». Они отлично читаются, если грузовик в статике. В движении надо приглядываться к показаниям амперметра и датчика давления масла — держу пари, что 75 лет назад наши деды и прадеды вообще туда не смотрели, особенно когда приходилось жарко на дороге: раз машина едет, значит воюем, некогда по сторонам глядеть.
Педаль газа напольная, стоит на центральном тоннеле. Далековато от своих «подружек», педалей сцепления и тормоза. Это показалось неудобным. За водителем и старшим машины кузов: по обе стороны лавки, рассчитанные на перевозку личного состава. Условия для работы крайне спартанские, но на такой машине воевали в любую погоду.
Осторожно завел бравого вояку — шум и гул приличный. По звукоряду Dodge очень похож на то, как работает наш ЗиЛ-157. Сердцем чувствуешь, что пока все зазоры не выберутся, шестеренки не вцепятся намертво друг за друга, машина не тронется с места. Так и здесь: спустя небольшую паузу грузовик, на манер старого носорога, неспешно начал свой разбег.
Но резко пришпоривать его не хотел. Коробка передач здесь без синхронизаторов, вспоминаю, как переключаться на пониженную с повышенной, с перегазовкой, и трогаюсь в облаке синего марева выхлопа. К реву мотора добавился еще и вой в трансмиссии — ветеран начал свое сольное выступление.

От любого грузовика веет какой-то особой аурой, которая легковушкам недоступна. От Dodge WC-62 энергетика была просто бешеная: скупые, словно обветренные обводы капота, плоское ветровое стекло, брезентовый верх хлопал на ветру. Все это, а также запах выхлопа мотора синеватого цвета с ярко-выраженным бензиновым духом кружил голову.
Да, мне позволили проехать за рулем Dodge WC-62 всего ничего, потому как раритет. Но и за это большое спасибо. Одно дело смотреть на такие машины в музее и совсем другое дело — сесть за руль легенды, которая 75 лет назад внесла свой вклад в победу над нашим общим врагом.
Серия dodge т202 (vc1/vc6)
С началом Второй мировой войны компания Dodge, входившая в корпорацию Chrysler, сравнительно легко выиграла первый же конкурс военного ведомства США и перестроилась на серийный выпуск своей первой полутонной многоцелевой серии Т202 (4х4) с упрощенной кабиной и всеми односкатными колесами, которая базировалась на шасси обычного заднеприводного пикапа ТС образца 1939 года.

От него армейские автомобили унаследовали специфические для коммерческих машин того времени обтекаемые формы с округлым капотом, «надутыми» крыльями и фигурными вырезами вместо дверей. Свою базовую маркировку они получили по модели основного рядного шестицилиндрового мотора Т202 (3,3 л, 79 л.с.) и оснащались четырехступенчатой коробкой передач с одноступенчатой раздаточной, мостами собственной конструкции, подвеской на полуэллиптических рессорах, гидроприводом тормозов и шинами размером 7,50-16. При полной массе до трёх тонн максимальная скорость достигала 80 км/ч.

Основными вариантами в этой серии считались открытые штабные и разведывательные машины с войсковой маркировкой VC1 и упрощенными цельнометаллическими кузовами фирмы Budd с закрепленным сбоку запасным колесом. Второй вариант VC2 отличался установкой радиостанции за задним сиденьем.

Следующие версии VC3, VC4 и VC5 были пикапами с разными видами открытых или закрытых кабин и грузовых платформ для монтажа зенитного пулеметного вооружения. Грузопассажирский автомобиль VC6 Carryall получил полностью закрытый трёхдверный кузов-фургон для перевозки воинских грузов. За два года для армии США было собрано 4640 машин серии Т202.

Серия dodge т207/т211/т215 (wc1/wc43)
Выиграв в 1940 году очередной конкурс военного ведомства, компания Dodge довольно быстро разработала и начала серийный выпуск второй гаммы усиленных многоцелевых машин Т207 1/2-тонного класса (500 кг) с более строгими армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора и плоскими крыльями.

Новый модельный ряд был существенно расширен. Базовым стал многоцелевой пикап WC1 с колёсной базой около трёх метров и цельнометаллическими двухместной кабиной и открытым кузовом. По американской терминологии это был «носитель вооружения» (weapon carrier), давший всем последующим сериям единую буквенную индексацию WC.

Шасси WC3 с открытой грузовой платформой и версия WC4 с лебёдкой служили для монтажа различного вооружения, в том числе 37-мм зенитной пушки.

В программу входили также закрытый санитарный автомобиль WC9 с удлиненной колесной базой и задними одно- или двускатными колесами, а также грузопассажирский вариант WC10 Carryall и аналогичный ему фургон WC11.

В 1941-1942 годах выпускалась третья усиленная полутонная гамма Т211 с модернизированным мотором в 85 сил, параллельно с которой изготовлялась четвертая серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 л, 92 л.с.).

Внешне они ничем друг от друга и от серии Т207 не отличались, но их многочисленные войсковые маркировки в корне изменились: на шасси Т211 они носили индексы от WC12 до WC20, в серии Т215 – от WC21 до WC43. До 1944 года в общей сложности было выпущено 78,2 тысячи армейских машин полутонного ряда, поступавших по ленд-лизу в союзные страны.
Сохранившиеся до сих пор военные автомобили Dodge серий Т207, Т211 и Т215

Серия dodge т214 (wc51/wc64)
Наибольшую известность приобрели многоцелевые грузопассажирские полноприводные автомобили Dodge серии Т214 3/4-тонного класса (750 кг), выполненные на новом существенно усиленном шасси с укороченной на полметра колесной базой (2,5 метра). В США они носили прозвища Beep («Бип») или Big Jeep («Большой джип»).
Прототип первой машины был готов в конце 1941 года, а в начале 1942-го развернулся серийный выпуск двух схожих базовых многоцелевых автомобилей с открытыми кузовами – носитель вооружения WC51 и его аналог WC52 с передней 2,5-тонной лебедкой и отбором мощности от трансмиссии автомобиля.

Их оборудовали 92-сильным двигателем от серии Т215, ведущими мостами с гипоидными главными передачами, шарнирами равных угловых скоростей Bendix-Weiss, открытыми кабинами без дверей с более вместительными и грузоподъемными кузовами с продольными деревянными скамейками и ящиками для амуниции, а также 12-вольтным электрооборудованием и широкопрофильными шинами размером 9,00-16. Все они могли буксировать прицепы и артсистемы массой до двух тонн.
Сохранившиеся до сих пор военные автомобили Dodge Т214 WC51 и WC52

В 1942-1943 годах на специальном чуть укороченном шасси фирма собирала штабные шестиместные грузопассажирские машины WC53 с обтекаемыми цельнометаллическими кузовами. Обычно в них размещали мощные радиостанции или центры оперативно-тактического управления войсками.

В свою очередь базовые машины WC51 и WC52 стали основой пятиместных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами компании Budd.

На специальных длиннобазных шасси устанавливали ремонтные мастерские WC59, WC60 и WC61 различного назначения. Боевой автомобиль WC55 с лебёдкой служил для монтажа одиночных или спаренных зенитных пулеметов, 37-миллиметровой противотанковой пушки и опытной системы для запуска противотанковых реактивных снарядов.

В 1942-1944 годах особую категорию армейских вездеходов составляли санитарные машины WC54 с удлиненной колесной базой и цельнометаллическими кузовами с округлой крышей, в которых раненых доставляли на четырёх носилках или на семи продольных сиденьях.
В 1945 к ним добавились более вместительные санитарные версии WC64 со съёмными прямоугольными деревометаллическими авиатранспортабельными кузовами и WC54M с высоким цельнометаллическим корпусом со сдвижной боковой дверью.
Сохранившиеся до сих пор санитарные машины Dodge Т214 WC54 и WC64

Все варианты автомобилей серии Т214 имели габаритную длину в пределах 4,2-4,9 метров, дорожный просвет – 267 мм, собственную массу – от 2,4 до 3,1 тонны. Они развивали максимальную скорость 87 км/ч и расходовали в среднем 13 л бензина на 100 км.
Серия dodge т223 (wc62/wc63)
Одними из самых оригинальных американских многоцелевых автомобилей периода Второй мировой считаются трехосные полноприводные машины семейства Т223 1,5-тонного класса. В него входили только две многофункциональные версии с удлиненной рамой, колесной базой в 3,7 метра и открытыми цельнометаллическими кузовами – базовая машина WC62 без лебёдки и WC63 с лебёдкой, конструктивно унифицированные с двухосной серией Т214.

На них можно было доставлять до 12 солдат с вооружением, монтировать цистерны-топливозаправщики, ремонтное и эвакуационное оборудование, устанавливать различное крупнокалиберное оружие и даже пробную ракетную установку. В годы войны их собрали 43,2 тысячи экземпляров, из них по ленд-лизу в СССР было отправлено 300 машин.
На заглавной фотографии – штабной автомобиль Dodge T214 WC58, которым в 1945 году пользовался генерал Джордж Паттон.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.