Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир World of Tanks

Акции Genetico начнут торговаться на вторичном рынке. Доли иностранцев в «Юнипро» и Fortum перешли во временное управление Росимущества. Акции Microsoft и Alphabet выросли после отчетов. События, которые влияют на рынок

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Кипрская фондовая биржа (CSE) прекращает котировку акций Wargaming Public Company Ltd с 13 января.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

О желании удалить компанию с площадки биржа заявила в конце прошлого года. Wargaming.net систематически не выполняла ряд требований, которым обязаны следовать котирующиеся на бирже компании. Разработчик компьютерных игр не предоставил годовой финансовый отчёт за 2013 год и шестимесячный отчет за первое полугодие 2014 года.

Разрешение на делистинг от Комиссии по ценным бумагам и биржам Кипра было получено 2 января 2015 года.

В мае 2014 года Кипрская фондовая биржа сообщила о приостановке торгов акциями Wargaming Public Co Ltd. На сайте CSE нет никакой информации о количестве обращающихся на бирже акций Wargaming и никакой подробной информации о проведённом три года назад IPO. В свободном обращении может находиться около 2% акций компании, однако данные CSE не зафиксировали вообще никаких сделок с бумагами Wargaming.net за последние годы. Представители компании заявляли, что планов стать вновь публичной компанией в ближайшем будущем у Wargaming.net нет.

«Wargaming.net является частной компанией, у нас нет каких-либо внешних инвесторов, мы не собираемся проводить IPO и не хотим продаваться какому-либо крупному азиатскому бизнесу», — говорил в одном из интервью основатель компании Виктор Кислый.

Технологии и медиа 

10 дек 2014, 01:32

Совет Кипрской фондовой биржи (CSE) предлагает исключить из котировального списка акции разработчика популярной игры World of Tanks. Компания с белорусскими корнями Wargaming Public Ltd. до сих пор не опубликовала финансовые результаты прошлого и первой половины нынешнего года.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Виктор Кислый, генеральный директор Wargaming, объявляет релиз «World of Tanks» для Xbox 360 в рамках выставки E3

Совет CSE предложил Комиссии по ценным бумагам и биржам Кипра одобрить делистинг бумаг Wargaming. Компания прекратила представлять финансовую отчетность год назад: до сих пор не опубликованы ее финансовые показатели за 2013 год и первое полугодие 2014 года. Торги акциями компании были приостановлены еще в мае, когда Wargaming сорвала дедлайн по публикации результатов 2013 года. Согласно последней финансовой отчетности компании, ее выручка за первое полугодие 2013 года составила €234 млн, прибыль €25,6 млн. В начале 2014 года аналитическая компания Superdata оценила выручку Wargaming в 2013 году в $475 млн, другие эксперты считали, что цифра занижена. В 2014 году число зарегистрированных в World of Tanks пользователей превысило 100 млн человек.

Wargaming Public Company Ltd получила листинг на нерегулируемом рынке Кипрской фондовой биржи в ноябре 2011 года. Разработчик хотел соответствовать мировым стандартам учета и ведения бизнеса, листинг открывал возможности для новых сделок, объясняет этот шаг представитель Wargaming Максим Колтонюк. Теперь масштабов кипрской биржи недостаточно для оценки экономических показателей Wargaming, присутствие на ней не соответствует стратегическому вектору развития компании, утверждает он.

Основатель компании и ее крупнейший акционер Виктор Кислый в интервью «Ведомостям» этой весной рассказывал, что Wargaming не собиралась и не собирается проводить IPO. «Мы сами решили взять на себя дополнительные обязательства, которые накладывает присутствие на бирже. Нас туда силой никто не тянул, никаких продаж акций и так далее не происходит, капитал мы через продажу акций не привлекаем», уверял Кислый.

Согласно документам Wargaming от апреля 2013 года, Виктор Кислый владеет 38,5% акций компании, Владимир Кислый 25,5%, Николай Кацелапов 17%, Иван Михневич 17%. Исторические данные о сделках и котировках акций Wargaming на сайте биржи отсутствуют, нет их и в Bloomberg.

Время на прочтение

31 марта 2022 года кипрская компания «ВАРГЕЙМИНГ ГРУП ЛИМИТЕД» анонсировала свой уход из России и Белоруссии. Официально было заявлено следующее:

Лонгрид. Есть видеоверсия:

Сотрудникам студии эта новость была сообщена практически одновременно с выходом официального пресс релиза.

Конечно тут же поднялась огромная волна паники, слухов, хейта, и прочего информационного шума, которая всегда возникает при появлении столь резонансных новостей.

Большинство сходилось во мнении что с игрой вряд ли что-то произойдет, она как работала так и продолжит работать, а вот судьба Минского офиса вызывала самые большие вопросы.

Сегодня по прошествии более чем пяти месяцев ситуация полностью прояснилась, хотя местами довольно неожиданным образом. И я готов вам все разложить по полочкам в сегодняшнем видео

Исторический контекст

Чтобы лучше понять произошедшие процессы, нужно немного погрузиться в историю компании Варгейминг.

Начнем с 2005 года, когда было основано так называемое СООО “Гейм Стрим” — специальное белорусское юрлицо варгейминга. Буква С перед ООО обозначает “совместное”, что указывает на частично иностранный капитал в  уставном фонде.

Начиная с 2012 года контрольным пакетом СООО “Гейм Стрим” владеет кипрская компания «ВАРГЕЙМИНГ ГРУП ЛИМИТЕД»

Юридически, все сотрудники Минского офиса работают в Гейм Стрим а не в Wargaming. Гейм Стрим занимается разработкой продукта. А все доходы от игры получает уже как раз кипрский Wargaming, а не Гейм Стрим. Таким образом уже тогда, в 12ом году все доходы игры “World of tanks” были выведены за рубеж, а в Беларуси оставалась только разработка.

Тогда же состоялась сделка между «ВАРГЕЙМИНГ ГРУП ЛИМИТЕД» и независимой на тот момент ООО «ЛЕСТА» она же Lesta Studio, после чего 100% акций ООО «ЛЕСТА» перешли во владение Wargaming, где они и находились как минимум до июня 2022 года.

Та же схема владения использовалась и для прочих студий связанных с Wargaming. Юрлицо на Кипре, которое владеет контрольными пакетами акций. Принцип прост понятен и эффективен — все доходы идут в головную компанию на Кипре, а оттуда выделяются бюджеты студиям на разработку и оперирование — из чего складывается бюджет студии развивающей онлайн-игру, я рассказывал вот в этом видео.

Уход из под санкций

Когда от Wargaming потребовалось юридически дистанцироваться от России и Беларуси, была осуществлена следующая рокировка:

Я намеренно упрощаю ситуацию т.к. на территории РФ зарегистрировано огромное количество юридических лиц так или иначе связанных с Лестой и Wargaming. Например Юрий Иванович Сухарев является между прочим учредителем некоего ООО “ГЕЙМСЕРВИС” созданного все в том же 2012 году. Есть еще различные ООО “ЛЕСТА ГЕЙМС МОСКВА”, ООО «ЛЕСТА ГЕЙМС ЭДЖЕНСИ» и так далее и тому подобное. Я не аудитор, я геймдизайнер и в эти дебри мы не полезем, оно нам не надо.

Какие были закулисные договоренности между Маликом Хатажаевым и Виктором Кислым мы конечно скорее всего никогда не узнаем, но лично я уверен что так или иначе деньги получаемые с RU-региона будут просачиваться на Кипр какими-то окольными путями.

Дело в том что доход  “World of tanks” с RU-региона намного больше чем весь доход  “world of warships” и составляет очень ощутимую часть дохода компании, не менее 30%.

Такие деньги «ВАРГЕЙМИНГ ГРУП ЛИМИТЕД» мимо себя пропускать конечно же не захочет. И схемы по легальному переводу денег из Лесты на Кипр будут искаться и вероятно будут найдены.

Хотя в любом случае доходы немного упадут т.к. налоги теперь придется платить Российские, а не Кипрские. Не вдаваясь глубоко в нюансы, могу сказать что получая доходы в IT-сфере на Кипрское юрлицо, можно было экономить до 80% на налоговых отчислениях, что очень ощутимо.

В последний момент!

Так же любопытным фактом является что, Совет министров Республики Беларуси опубликовал перечень юрлиц, в число акционеров которых входят лица из недружественных стран. В список в том числе попала компания Wargaming.

Согласно постановлению № 436 от 1 июля, подобным компаниям запрещено отчуждать принадлежащие им доли в белорусских юрлицах без разрешения Минфина.

Совет министров объясняет это тем, что среди их акционеров есть лица из иностранных государств, которые совершают «недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». Всего в список вошло 190 компаний. Среди них — Wargaming, EPAM и другие.

Сделка по передаче акций Гейм Cтрим из Wargaming Малику, прошла 1-го июля. В результате Виктор Кислый успел вывести компанию из-под постановления Совмина которое вступило в силу лишь через несколько дней, после опубликования буквально в последний момент.

Про WoT:  СУ 152 С КАКОЙ ПУШКОЙ ИГРАЕТЕ В WORLD OF TANKS

Что это? Гениальное предвидение? Везение уровня Бог? Или грамотное управление инсайдерской информацией? Думаю мы тоже никогда не узнаем, но лично я ставлю на последнее) Витя — зачет!

Выводы

Так что в сухом остатке можно с уверенностью констатировать: что ни для игроков ни для рядовых сотрудников ровным счетом ничего не изменилось. Ну кроме тех кто все же решил релоцироваться в Литву. Они будут продолжать работать из литовского офиса ВГ.

На самом верху конечно произошли интересные изменения и пока Варгейминг в минусах, а Малик в плюсах, так же скорее всего увеличится налоговое отчисление в бюджет РФ с прибыли Танков.

И я надеюсь, что вы теперь лучше понимаете что произошло с Варгеймингом и Танками. Похожими схемами пользовались и некоторые другие компании уходящие из под санкций.

Спасибо что дочитали до конца:

Благодаря игре World of Tanks компания Wargaming превратилась в международную корпорацию с выручкой около $600 млн. Трансформация идет непросто: основатель «танчиков» Виктор Кислый запустил реструктуризацию бизнеса

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Виктор Кислый, основатель компании Wargaming

«О боже, я в Wargaming» — с этих слов начиналось примерно 80% собеседований, которые проводила компания, вспоминает Анастасия Блохина, директор отдела по организации мероприятий для игроков на территории стран СНГ. Приверженность игре в «танчики», как зовут World of Tanks ее поклонники, руководство лелеет и внутри компании. С приемом на работу любому сотруднику создают аккаунт в игре и начисляют на него бонусные баллы, а каждый сотрудник в отделе Блохиной должен провести за день в среднем восемь танковых боев и в обязательном порядке тестировать все выходящие обновления.

С момента рождения идеи игры про танки в 2008 году число сотрудников Wargaming выросло в десятки раз — с менее чем 100 человек до 4 тыс. в 15 офисах (на начало 2016 года). У одного из крупнейших разработчиков в мире, компании Activision Blizzard, — около 7 тыс. штатных и частично занятых сотрудников в десяти офисах.

«Я себя чувствую гражданином мира — практически на каждом континенте у меня есть офис, куда я могу зайти, и мне там будут рады. Это захватывающе», — признается в разговоре с РБК основатель Wargaming Виктор Кислый. Часть фраз он произносит на английском, потом, словно опомнившись, подбирает российский эквивалент. Уже несколько лет Кислый с семьей живет на Кипре, там же с 2011 года находится штаб-квартира Wargaming.

В середине апреля вместе с 60 менеджерами Кислый улетел в Стэнфордский университет — для изучения специально разработанного для них недельного курса о лидерстве «в условиях инноваций быстро меняющегося мира». Новоиспеченный миллиардер пытается привить своему детищу «замашки» эффективной корпорации и научиться извлекать выгоду из трудностей.

В 2016 году Bloomberg впервые включил Кислого в свой «индекс миллиардеров», оценив бизнес Wargaming в $1,5 млрд. Для сравнения — шведскому программисту Маркусу Перссону сделка по продаже культовой игры Minecraft корпорации Microsoft принесла в 2014 году $2,5 млрд. Кислый — первый миллиардер игровой индустрии на территории СНГ, говорит основатель развлекательного интернет-портала «Канобу» Гаджи Махтиев.

Сам Кислый про финансовую сторону бизнеса разговаривает неохотно — не готов «раскрывать все карты перед конкурентами». Говорит лишь, что выручка компании измеряется «сотнями миллионов долларов». По оценке Bloomberg, Wargaming по итогам 2015 года получила $590 млн выручки, такую же сумму насчитали эксперты исследовательской компании Newzoo. Если бы акции Wargaming торговались на бирже, разработчик вошел бы в топ-30 крупнейших игровых компаний, уверяет директор по маркетингу Newzoo Эмма Макдональд.

В августе Wargaming исполнится 18 лет, но прорыв компания осуществила лишь в 2010 году, выпустив на рынок World of Tanks, ММО-игру (Massively Multiplayer Online, массовая многопользовательская онлайн-игра). На сегодняшний день число зарегистрированных игроков в «танки» превышает 110 млн по всему миру (40 млн — из СНГ), из которых почти 97% — мужчины в возрасте около 30 лет. Для сравнения: в популярной южнокорейской шутер-игре Cross Fire (в России ее издает Mail.Ru Group) зарегистрированы около 400 млн пользователей. При этом ни одна российская игра до сих пор не достигала размера аудитории в 110 млн.

Сейчас в World of Tanks можно играть практически на любой из существующих платформ — помимо персональных компьютеров на консолях PlayStation4, Xbox 360 и Xbox One (игры делали разные студии, которые Wargaming либо покупала, либо выстраивала с нуля) и на смартфонах — версия World of Tanks Blitz. Мобильная версия игры в 2015 году стала номером один по выручке в России, подсчитала Макдональд, не раскрывая точных цифр. С точки зрения объема мобильных доходов Wargaming является третьим самым кассовым мобильным издателем в России по итогам прошлого года, уточнила она.

Успех «танков» заставил Кислого открыть представительства компании по всему миру, и, по его мнению, уже такое большое число людей «делает Wargaming корпорацией». Если на старте весь учет предприниматели вели самостоятельно, то теперь «скучными вещами вроде уплаты налогов» в Wargaming занимаются высокооплачиваемые специалисты, говорит Кислый. Финансовым директором компании с белорусскими корнями в сентябре 2015 года стал бывший главный операционный директор Barclays Bank Эндрю Тинней. Кроме того, несмотря на разницу в зарплатах специалистов по IT в США и Белоруссии, уровень подготовки, необходимый для создания игровых танков, предполагает «значительно большую зарплату» и у белорусских разработчиков.

Как создавались «танчики»

Первый офис Wargaming располагался в квартире Виктора Кислого в Минске — он и его брат Евгений переехали в одну комнату, вторую освободили для работы. Первую онлайн-игру разработали студенты Белорусского государственного университета, где учился и сам Кислый. Ею стала пошаговая стратегия Iron Age, бумажную версию которой Виктор с братом придумали в детстве.

Впервые Виктор увидел компьютер в лаборатории, где работал его отец: простая игра на серо-зеленом экране поразила его. «Я понял, что эта железка умная, она играет против меня и заставляет меня думать», — вспоминает Кислый. До запуска World of Tanks его компания выпустила игры DBA Online, Massive Assault, «Операция «Багратион», «Обитаемый остров». В декабре 2008 года Кислый и его соратники решили делать ММО-игру про танки — в этой нише не было популярных продуктов. Примерно за год до этого момента компания работала над онлайн-игрой в жанре фэнтези, которая должна была стать конкурентом уже раскрученной World of Warcraft — ролевой игры про мир орков и эльфов от Blizzard Entertainment. С начала 2009 года дизайнеры и программисты начали активно работать над будущей World of Tanks, а в мае того же года вышел первый ролик игры, в котором орки дерутся с эльфами, а их переезжает танк. Спустя несколько месяцев состоялся первый тест игры, в котором участвовали знакомые сотрудников Wargaming. С весны 2010 года World of Tanks перешла в режим открытого бета-теста, а в августе игра официально запустилась в России.

Но в прошлом году Кислый осознал: большое число людей — не только залог успеха, но и проблема. Компания развивалась быстро и не всегда эффективно, признает основатель Wargaming, поэтому с 2015 года руководство утвердило план реструктуризации. В феврале в компанию пришел новый глава HR-департамента — Джерри Прохазка, экс-директор по талантам американской Riot Games, создателя игры League of Legends. Как рассказывает Махтиев, в Riot Games «зеркальный подход» к найму людей по сравнению с тем, который до сих пор был принят в Wargaming: число собеседований для кандидата зачастую превышает десяток, а главу офиса компании в новой стране могут искать в течение 2,5 лет.

С конца марта Wargaming переходит на так называемую распределенную структуру разработки — над одним проектом могут работать сотрудники из разных регионов, и в итоге отдельные «куски» игры создаются в разных частях света. Игру World of Tanks основатель Wargaming сравнивает с Airbus А380, который собирается в Тулузе, а детали к нему везут со всего мира — провода из Китая, кресла из Италии и т.д. В строительстве игр это выглядит примерно так же: найти видеорежиссера или художника «нужного уровня» проще в Калифорнии, где рядом Голливуд, чем в странах Восточной Европы. Кислый признает, что такая реформа бизнеса усложнит процесс работы: сотрудникам нужно будет «стать более дисциплинированными», а менеджменту — искать новые способы управления. Тем не менее Кислый настроен решительно: с учетом нынешнего масштаба бизнеса реструктуризация имеет смысл.

Компания не раскрывает объем прибыли, но Кислый утверждает, что большая ее часть идет на развитие бизнеса: он называет это «суровым реинвестированием». В 2010 году, когда World of Tanks «выстрелила» на рынке бывшего Советского Союза, Wargaming почти сразу занялась разработкой еще двух игр — World of Warplanes («Мир самолетов») и World of Warships («Мир кораблей»). Создание новых игр заняло в среднем три-четыре года и потребовало усилий 200–400 человек, говорит Кислый. Объем инвестиций в эти игры он не раскрывает. Гендиректор и основатель компании-разработчика Nival Сергей Орловский оценил объем расходов к моменту запуска World of Warplanes и World of Warships в $20 млн и $30 млн соответственно.

Стратегия «сурового реинвестирования» таких сумм не всегда дает результат. Вышедшая в 2013 году игра World of Warplanes не стала успешным проектом, признает Кислый. «Человеку от природы свойственно ходить по плоскости или максимум залезть на дерево, но не летать в трехмерном пространстве на скорости 400 км/ч и одновременно стрелять», — дает Кислый свое объяснение неудачи. Видеоблогер Павел Суханов, который делает обзоры World of Tanks на YouTube, объясняет «не взлетевшие» «самолеты» историческими особенностями: «Если у российского игрока дед воевал, то, скорее всего, был танкистом, гораздо реже — летал или плавал. В Англии или США наоборот — деды летали и плавали. Поэтому наша национальная ментальность про танки, а в мире — про корабли».

Число зарегистрированных пользователей в игре World of Warships, которая вышла в сентябре 2015 года, достигает около 7 млн — «замечательный темп», отмечает Кислый. Но «самолетам» и «кораблям» тяжело в тени состоявшегося собрата, продолжает он: одна игра «поедает» другую. Аудитория настолько погружена в танковые бои, что времени на другие виды битв у них практически не остается. Но закрыть World of Warplanes Кислый не готов — это «сделает несчастными» пусть и небольшое, но сформированное ядро игроков. Мировые корпорации не всегда так трепетно относятся к своим проектам: к примеру, компания Electronic Arts в июле 2015 года сообщила о закрытии сразу нескольких не получивших должной популярности игр — Battlefield Hero, Battlefield Play4Free, Need for Speed World и FIFA World.

Про WoT:  Чародей [Sorcerer] / Стать и руководства / Player's handbook

Если запуск новых игр идет с трудом, то рекламно-маркетинговая стратегия Wargaming редко вызывает критику.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

За последние три года Wargaming потратила на профессиональные киберспортивные мероприятия $32 млн.

«Вы видели последний бой?» — спрашивает Кислый. Мы общаемся в разгар турнира по World of Tanks — Wargaming.net League, который уже третий год проходит в начале апреля в Варшаве. За спиной основателя Wargaming — огромный экран, на нем ведется трансляция битв. Бизнесмен не может присутствовать на всех боях из-за плотного графика встреч, но следит за изменениями в турнирной таблице.

На последний бой финала Кислый все же приходит на стадион спортивного комплекса Torwar Hall и теряется в толпе 5 тыс. зрителей. Если не смотреть на сцену, где сидят игроки в наушниках за компьютерами, происходящее на стадионе можно принять за классический футбольный матч: есть комментатор, в перерывах между боями приглашенные эксперты обсуждают тактику команд, яркие моменты боев «прокручиваются» на экране. Зрители — преимущественно мужчины и подростки — обмотаны в шарфы с символикой любимых команд, каждое попадание снаряда по танку они встречают громким гулом. Название команды-победителя — Navi — стадион скандирует стоя: сам Кислый так громко приветствовал чемпиона, что сорвал голос.

Помимо международных турниров Wargaming организовывает события «на местах» — только в 2015 году и лишь в России компания провела около 35 офлайн-мероприятий (например, в Южно-Сахалинске и Якутске). На такие события игроки ходят семьями: пока мужья заняты танковыми боями, жены в специально оборудованных зонах могут сделать макияж, маникюр или посетить парикмахера, а дети — порисовать или поиграть, рассказывает Блохина. Бюджет на «местные» мероприятия в Wargaming не раскрывают. Блохина говорит, что локальные турниры компании помогают организовывать волонтеры, которые есть у Wargaming в каждом городе России, а часть необходимой техники (например, компьютеры) кочует из региона в регион.

Одним из крупнейших мероприятий, организованных Wargaming в 2015 году, стало празднование Дня Победы: компания арендовала СК «Олимпийский», пригласив летчика-космонавта Алексея Леонова, группу «Чиж и Ко» и гендиректора «MTV Россия» Яну Чурикову в качестве ведущей. «У меня пока с моторикой не очень и со скоростью реакции», — признавалась на пресс-конференции Чурикова, которая во время подготовки к мероприятию первый раз попробовала сыграть в «танчики». Wargaming старается выбирать для ведения крупных мероприятий селебрити, которые уже знакомы с игрой и способны пошутить на эту тему. Бюджет празднования Дня Победы составил $300–500 тыс.

Сколько у Wargaming российских игроков и сколько они приносят выручки компании, Кислый не раскрывает. Но компания так и не открыла полноценный офис в Москве. С 2013 по 2015 год в столице на Wargaming работали около 25 человек, вспоминает один из таких сотрудников в разговоре с РБК. В первую очередь они занимались налаживанием связей — с музеями, государственными ведомствами и частным бизнесом. Wargaming сотрудничает, к примеру, с Военно-историческим музеем бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, проводила совместные мероприятия с Минобороны и Уралвагонзаводом. В современном мире все можно делать удаленно, тем более Москва — не самый дешевый город, отвечает Кислый на вопрос о том, почему у компании нет офиса в столице. При этом у Wargaming в Санкт-Петербурге есть студия Lesta, которая занимается разработкой World of Warships, а полноценные подразделения компании открыты в Токио, Чикаго, Париже и других крупных и не самых дешевых городах мира.

Совокупный бюджет на продвижение Wargaming не раскрывает. Кислый уточняет лишь, что эта статья расходов входит в тройку самых крупных для компании. Сейчас бизнесмен ставит на мобильную версию «танков» и собирается активно ее рекламировать. «Глобальные конкуренты Wargaming тратят по несколько миллионов долларов в день на закупку рекламы и в буквальном смысле выгребают всех пользователей, — рассказывает Кислый. — Поэтому даже если игра очень хорошая, этого недостаточно, нужно обладать сопоставимыми бюджетами». В США, например, уже несколько лет разработчики мобильных игр рекламируются в перерывах между матчами финала американского футбола Super Bowl, то есть в самое «вкусное» рекламное время, а выпускаемые ими ролики достойны международного фестиваля «Каннские львы», с восторгом рассказывает Кислый. «Мы еще не полностью развернулись, готовимся», — обещает основатель Wargaming, не вдаваясь в детали.

Активные инвестиции игровой компании с белорусскими корнями вскоре и правда понадобятся: конкуренты не готовы мириться с тотальным засильем «танчиков».

«Танки» сильно расширили рынок геймеров — играть начали те, кто раньше вообще не садился с этой целью за компьютер, объясняет Махтиев заслугу Wargaming.

Компания Кислого была первой, кто сделал популярную игру про танки: даже спустя шесть лет конкуренты не оставляют надежду отвоевать эту нишу. В сентябре 2015 года игру про танки — «Armored Warfare: Проект «Армата» — запустила корпорация Mail.Ru Group, чья годовая выручка от многопользовательских игр достигает почти 9 млрд руб. Mail.Ru Group сделала проект про современные танки, где одним из основных «героев» стал Т-14 «Армата» — новейший танк, впервые появившийся на публике на параде Победы на Красной площади в Москве только в 2015 году. Упоминание «Арматы» в названии игры холдингу пришлось согласовывать с Минобороны и производителем танка Уралвагонзаводом.

Игры про танки операционный директор Mail.Ru Group Владимир Никольский относит к категории медленных шутеров. «Есть много людей, которые хотят играть, но не могут быстро нажимать на кнопки, как того требует, к примеру, Counter Strike, — и именно для них вышла игра World of Tanks, а «Armored Warfare: Проект «Армата» продолжила эту серию», — объясняет Никольский.

«Рынок развлечений устроен так, что каждый год на нем появляются новинки, цель которых — развлекать и удивлять пользователей», — отвечает на вопрос про конкуренцию на рынке Никольский. В «Проекте «Армата» танки ездят быстрее и динамичнее, цены на внутриигровые покупки ниже примерно на 20%, перечисляют в Mail.Ru Group преимущества нового проекта. Никольский отказался назвать точную долю игроков, которую компания планирует перетянуть из «танчиков» Wargaming. Качественный клон игры, который вышел на рынок в течение короткого срока после оригинала, имеет шанс перетащить 10% аудитории основного проекта, считает Орловский.

В Armored Warfare зарегистрированы более 5 млн игроков, и наращивание аудитории для компании сейчас важнее монетизации, приводятся слова гендиректора Mail.Ru Group Дмитрия Гришина в последней отчетности холдинга. Российская компания уже начала массивную рекламную атаку: в одном из номеров газеты «Коммерсантъ» целую полосу занял слоган Make Love Not WoT. Компания перевела его как «Делай любовь, а не вот». WoT — привычное сокращенное название World of Tanks, но в Mail.Ru Group настаивают: речь про устойчивое выражение Waste of Time («Тратить время впустую»). А чуть позже Mail.Ru Group запустила промоакцию, по которой действующие игроки World of Tanks при регистрации в «Армате» получают игровые бонусы и имеют возможность «провести бой на любой технике шестого уровня».

Укусы Mail.Ru Group Кислый воспринимает без особых эмоций: «Когда ты сделал что-то правильно, тебя обязательно начинают копировать». К возможной потере части аудитории и к неверным шагам бизнесмен психологически готов. В октябре 2015-го Wargaming анонсировала крупное обновление (патч) «Рубикон», в котором планировался целый ряд усовершенствований — танки должны были научиться переворачиваться, обрести новую звуковую палитру и др. К запуску компания готовилась несколько месяцев, но уже через месяц на сайте Wargaming появилось обращение Кислого, в котором он принес извинения игрокам «за неоправданные ожидания». Новое обновление не поменяло игру так, как этого ждали пользователи, поэтому игроки крайне резко отреагировали, вспоминает Суханов.

Но в последние годы Кислый, похоже, научился обращать проблемы в свою пользу.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Фрагмент игры World of Tanks

В 2013 году Wargaming стала акционером кипрского банка Hellenic вместе с еще двумя крупными инвесторами. Wargaming и американский инвестфонд Third Point получили по 30% акций, заплатив по €40 млн, кипрский инвестфонд Demetra Investment — 15% за €20 млн. В конце 2014 года разработчик игр и Third Point потратили еще по €45 млн на выкуп по 20% допэмиссии акций Hellenic.

Стать акционером банка Wargaming вынудили обстоятельства: на Кипре разразился финансовый кризис, банк заморозил деньги вкладчиков, игровая компания оказалась среди них (объем застрявших средств она не раскрывает). Сегодня Кислый называет приобретение Hellenic «хорошей финансовой инвестицией». Кипр проявил чрезвычайную дисциплинированность на политической арене, продолжает он: все требования «тройки» — Евросоюза, Европейского центробанка и Международного валютного фонда — были выполнены, и несколько месяцев назад представители этих организаций покинули остров.

«Теперь мы как страна уверенно смотрим в будущее», — воодушевленно рассказывает Кислый, под «мы» имея в виду киприотов.

Кислый решил выводить World of Tanks за пределы СНГ еще до официального запуска игры. В 2010-м он собрал в чемодан комплекты брошюр о «танчиках» и поехал в Шанхай. Законы в Китае строгие: любой разработчик должен работать через местного издателя, а в саму игру практически неизбежно приходится вносить изменения. К примеру, вместо советского флага в китайской версии World of Tanks используется визуально похожий.

Для работы в Китае Wargaming в 2011 году договорилась с одним из крупнейших китайских разработчиков, издателем компьютерных и мобильных игр KongZhong. Когда Кислый впервые приехал к главе KongZhong Лейлей Вангу, то увидел, что весь его кабинет заставлен модельками танков: отец китайского бизнесмена был военным, а сам он оказался большим любителем истории. Wargaming активно продвигала свою игру в Китае — компания проводила пресс-конференции в танковых музеях, а сам Кислый на одном из мероприятий спел «Интернационал» на русском языке. В 2012 году стороны заключили соглашение: KongZhong получила право первой выпускать будущие игры разработчика, а Wargaming — опцион на покупку акций китайской компании (5 млн американских депозитарных расписок по цене $5,94 за каждую).

Сейчас Wargaming владеет примерно 10% KongZhong. «Считается, что мы теперь братья на век: вместо ссор выгоднее сотрудничать, а спорные моменты, которые всегда возникают между издателем и разработчиком, улаживать», — добавил он. Китайский рынок входит в тройку крупнейших для Wargaming после СНГ (сейчас он приносит около половины выручки из-за падения курса рубля) и Европы, где наибольший интерес к World of Tanks проявляют немцы и поляки. Более точных данных Кислый не раскрывает.

За последние пять лет «танчики» появились также в Южной​ Корее, США, Японии, странах Европы и Юго-Восточной Азии. Мировая экспансия не только изначально заложена в стратегию развития Wargaming, но и помогает крепко стоять на ногах в кризисные времена, говорит Кислый. У конкурента Wargaming, компании Gaijin Entertainment, разработчика авиасимулятора War Thunder, доля выручки от России в долларовом эквиваленте сократилась в общем объеме с 30–35% в 2014 году до 10–15% в 2015 году, рассказал РБК основатель компании Антон Юдинцев. В рублях доходы Gaijin Entertainment в России продолжают расти, как растет и выручка в целом: по итогам 2015 года примерно на 20%, отметил он, не назвав точных цифр. Из-за кризиса компания решила сосредоточиться на продвижении игры за пределами России — западные рынки приносят больше дохода, говорит Юдинцев. Большую часть выручки Gaijin Entertainment получает в США и Европе.

Про WoT:  КАК ВЗЛОМАТЬ АКК В ТАНКАХ

Присутствие на разных рынках заставляет Wargaming подстраиваться под вкусы местных игроков и работа с ними, возможно, ключевая часть деятельности компании, признается Кислый. «Американцы любят играть более расслабленно, скорее получать удовольствие, чем напрягаться и состязаться. Русскоязычные игроки, наоборот, соревновательные: им нужно как можно быстрее добраться до танка и пойти в бой», — рассказывает Кислый.

Когда в 2012 году Wargaming открывала офис в Токио, его сотрудники завели кота и назвали его Hellcat — в честь противотанковой самоходной установки, которая есть и в игре. Коту пошили специальную одежду и завели аккаунт в соцсетях для «общения» с местными игроками. А для китайских игроков, которые с легкостью расстаются с деньгами в World of Tanks, Wargaming разработала по просьбе партнеров эксклюзивный «золотой» танк рекордной стоимостью $400. Это вызвало возмущение русскоязычных игроков, и представителям Wargaming пришлось объяснять разницу менталитетов. В китайских играх, например, можно купить право «выбрасывать» игроков из команды, для того чтобы продемонстрировать свое богатство.

Немногим более 40% танков в World of Tanks существовали в реальности, рассказал РБК историк и разработчик Wargaming Петр Битюков. Еще 30% — опытные образцы, около 20% были созданы только на бумаге. Около 5% машин полностью выдуманы. Изначально планировалось, что техника в игре будет не старше 50-х годов ХХ века, но из-за нехватки прототипов срок сдвинулся на 1965 год. Но даже так не хватало машин, чтобы вооружить все «нации».

Разработчики могут взять за основу реальную машину, но модифицировать ее, продолжает Битюков. Так произошло с группой немецких самоходных установок, лишь половина из которых существовала в реальности, а другая половина — только на бумаге. Одну из установок пришлось выдумать. «Эта противотанковая самоходка настолько сломала баланс игры, что ее пришлось несколько раз переделывать, а игроки до сих пор вспоминают нам, что мы ввели в игру чудо-юдо, которое никто не проектировал», — сокрушается Битюков. Недавно в немецких архивах Wargaming удалось найти проект установки, на которую можно будет заменить придуманную машину, и в ближайшее время она появится в игре.

По мере расширения географии менялся и состав топ-менеджмента. Есл​и поначалу в руководстве были белорусы, русские и украинцы, то сейчас лишь четверо руководителей Wargaming, включая Кислого, говорят по-русски, в числе остальных — американцы, британец, грек-киприот, француз, кореец и финн. Кислый называет этот костяк «аналогом совета директоров». Сам бизнесмен уже несколько лет не занимается операционным управлением, но ни одно стратегическое решение не принимается без его участия. Одна из личных инициатив Кислого — перезапуск космической стратегии Master of Orion, права на которую Wargaming приобрела в 2013 году и над которой работает совместно с крупной аргентинской студией NGD Studios.

Подобно корпорации Apple, которая уже несколько лет пытается нащупать новый революционный продукт, Wargaming тоже ищет. В разных стадиях разработки у компании находится «весомое количество идей», говорит Кислый, но есть ли среди них главный и прорывной «секретный проект», не признается. Так поступают в корпорациях, хотя сам бизнесмен предпочитает ссылаться на законы шоу-бизнеса — прежде чем анонсировать, он должен убедиться, что новая идея «зажжет». Ведь Кислый не имеет права разочаровать игроков.

Как завершилась предыдущая торговая сессия

Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке.

Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные.
Подробнее

Отчет Microsoft

Во вторник, 25 апреля, после закрытия основной торговой сессии в США Microsoft опубликовала квартальный отчет. После этого акции взлетели на постмаркете NASDAQ на 8,51%, до $298,86.

Чистая прибыль выросла на 9% и составила $18,3 млрд, или $2,45 на акцию. Выручка увеличилась на 7%, до $52,9 млрд. Аналитики, опрошенные Refinitiv, прогнозировали прибыль в $2,23 на акцию при выручке $52,86 млрд, передает CNBC.

При этом выручка подразделения Microsoft Intelligent Cloud увеличилась на 22%, до $28,5 млрд. Это на 16% превысило консенсус-прогноз в $21,94 млрд от аналитиков, опрошенных StreetAccount. Сегмент More Personal Computing, в который входят Bing, Windows, Surface и Xbox, заработал $13,26 млрд против прогноза в $12,25 млрд.

В текущем квартале Microsoft ожидает получить выручку от $54,85 млрд до $55,85 млрд. При этом аналитики рассчитывали на $54,84 млрд.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Последний день для покупки акций под дивиденды

Дивидендная доходность указана с учетом цены закрытия торгов 25 апреля.

Bank of New York Mellon: дивиденды — $0,37. Дата выплаты — 11 мая. Дивдоходность — 0,87%.
Hello Group: дивиденды — $0,7. Дата выплаты — 22 мая. Дивдоходность — 8,6%.

Государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ», облигация биржевая (RU000A105UQ7)

Уважаемые посетители сайта, чтобы отправить свое предложение или
задать вопрос, используйте форму обратной связи.

Мы ценим Ваше мнение и обязательно рассмотрим Ваши вопросы и в случаях,
когда это возможно, подтвердим получение Письма и предоставим письменный ответ.

В случае наличия обоснованных и существенных претензий, Биржа совместно с Экспертными
Советами примет меры по разработке и реализации соответствующих изменений.

Параметры инструмента

Для биржевых и корпоративных облигаций, в эмиссионных документах которых нет указания о том, что они предназначены для квалифицированных инвесторов, в признаке «Бумага предназначена для квалифицированных инвесторов» устанавливается значение «Да» согласно письмам, полученным от эмитентов, с учетом ст. 11 Федерального закона от 11.06.2021 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Доли иностранцев в «Юнипро» и Fortum

Росимущество получило во временное управление доли иностранцев в «Юнипро» и Fortum. 87,73% «Юнипро» принадлежит немецкой Uniper. Два пакета в финской Fortum (69,8807% и 28,3488%) принадлежат «Фортум Раша» и «Фортум Холдинг» соответственно. Росимущество стало временным управляющим этими активами в рамках указа президента об ответных мерах на конфискацию российских активов в США и других странах.

Под временное управление могут попасть движимое и недвижимое имущество,
ценные бумаги 
, доли в уставных капиталах, имущественные права. Временным управляющим такими активами назначено Росимущество, но по решению президента может быть назначено и другое лицо. Временный управляющий осуществляет полномочия собственника этих активов, за исключением полномочий по распоряжению имуществом.

На фоне новостей о временном управлении акции «Юнипро» к концу вечерней торговой сессии подскочили на Мосбирже на 8,08%, до ₽2,139.

«Как отмечается, временный управляющий среди прочего осуществляет полномочия собственника ценных бумаг. Но официальной конкретики по вопросу дивидендов, например «Юнипро», пока еще не было», — прокомментировал эксперт «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.

Другие важные события

Whoosh: отчет по МСФО за 2022 год.

До открытия рынка в США

Boeing: финансовые результаты за первый квартал 2023 года, до открытия рынка, EPS — -$0,94, выручка — $17,47 млрд.
General Dynamics: финансовые результаты за первый квартал 2023 года, до открытия рынка, EPS — $2,59, выручка — $9,32 млрд.

После закрытия рынка в США

Align: финансовые результаты за первый квартал 2023 года. Ожидания: EPS — $1,68, выручка — $898,47 млн.
eBay: финансовые результаты за первый квартал 2023 года. Ожидания: EPS — $1,08, выручка — $2,49 млрд.
Mattel: финансовые результаты за первый квартал 2023 года. Ожидания: EPS — -$0,22, выручка — $746,72 млн.

Торги акциями Genetico

Во вторник, 25 апреля, на Мосбирже состоялось первичное размещение акций Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico (дочерняя компания ИСКЧ). В среду, 26 апреля, акции начнут торговаться на вторичном рынке под тикером GECO.

Genetico предложила инвесторам 10 млн акций по ₽17,88 за штуку и привлекла ₽178,8 млн, при этом спрос на бумаги в 2,5 раза превысил предложение.
Рыночная стоимость 
компании в день IPO достигла ₽1,48 млрд.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Все заявки были удовлетворены в объеме не менее 30%, а заявки до ₽100 тыс. — полностью.

Genetico стала первой компанией на российском фондовом рынке в области генетических исследований. Кроме того, это первое IPO в текущем году и второе с 2022 года, когда на рынке появились бумаги Whoosh.

Привлеченные средства Genetico планирует направить на развитие генетических сервисов в России, выход на зарубежные рынки, регистрацию собственных тест-систем, а также на создание препаратов — кандидатов генной терапии для лечения орфанных заболеваний.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Отчет Alphabet

Свои результаты за первый квартал 2023 года после закрытия основной торговой сессии опубликовала также Alphabet. По итогам постмаркета на NASDAQ котировки материнской компании Google выросли на 1,44%, до $105,35.

Чистая прибыль составила $15,05 млрд против $16,44 млрд годом ранее. Прибыль на акцию снизилась с $1,23 до $1,17. Выручка увеличилась на 3%, до $69,79 млрд.

Тем не менее финансовые показатели компании превзошли ожидания аналитиков. Консенсус-прогноз Refinitiv предполагал, что прибыль на акцию составит $1,07, а выручка — $68,9 млрд, передает CNBC.

Совет директоров Alphabet также одобрил обратный выкуп акций на сумму до $70 млрд. Решение о выкупе акций класса А и С (не имеют права голоса) будет приниматься с учетом их цены и рыночных условий. Акции класса B на бирже не торгуются. В 2022 году Alphabet провела второй по величине байбэк после Apple.

Как танковая армия Виктора Кислого захватила мир

Оцените статью
TankMod's
Добавить комментарий