ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ World of Tanks

В предыдущей статье были рассмотрены первые легкие и плавающие советские танки, разработанные в межвоенный период. Разработанные на основе французского танка FT17 времен Первой мировой войны советские легкие танки «Русский Рено» и Т-18 (МС-1) во второй половине 20-х начали серьезно отставать от зарубежных образцов. Попытка продолжить и совершенствовать эту линейку танков привела к разработке в 1929 году легкого танка Т-19 с несколько лучшими техническими характеристиками.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

К тому времени советское правительство закупило в 1930 году документацию и образцы английского легкого двухбашенного танка «Виккерс шеститонный», и на его основе началась разработка легкого танка Т-26. По своим характеристикам Т-19 был таким же или уступал танку Т-26, а по стоимости был намного выше. В связи с этим в 1931 году работы по танку Т-19 были прекращены, и в серийное производство на ленинградском заводе «Большевик» был запущен Т-26.

Легкий танк Т-26

Танк Т-26 был копией английского легкого танка «Виккерс шеститонный» и стал самым массовым танком Красной армии перед Великой отечественной войной, всего было выпущено 11218 этих танков.

Танк Т-26 в зависимости о модификации был весом 8,2—10,2 тонны и имел компоновку с размещением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, совмещенного отделения управления с боевым отделением в средней части танка и моторного в корме. Образцы 1931-1932 годов имели двухбашенную компоновку, а с 1933 года однобашенную. Экипаж танка состоял из трёх человек. На двухбашенных танках — механика-водителя, стрелка левой башни и командира танка, выполнявшего также функции стрелка правой башни, на однобашенных — механика-водителя, наводчика и командира, выполнявшего также функции заряжающего.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Легкий однобашенный танк Т-26

Конструкция корпуса и башни была клепаной из броневых катаных листов, бронирование танка защищало от стрелкового оружия. Толщина брони башни, лба и бортов корпуса 15 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм.

Вооружение двухбашенных пулеметных танков состояло из двух 7,62-мм пулемётов ДТ-29, размещенных в шаровых установках в лобовой части башен. На двухбашенных танках с пушечно-пулемётным вооружением в правой башне вместо пулемёта устанавливалась 37мм нарезная пушка «Гочкис» или Б-3. Наведение оружия в вертикальной плоскости осуществлялось при помощи плечевого упора, в горизонтальной плоскости поворотом башни.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Легкий двухбашенный танк Т-26

Вооружение однобашенных танков состояло из 45-мм нарезной полуавтоматической пушки 20-К L/46 и спаренного 7,62-мм пулемёта ДТ-29. Для наведения оружия использовались панорамный перископический прицел ПТ-1 и телескопический прицел ТОП, имевших 2,5-кратное увеличение.

В качестве силовой установки использовался двигатель «ГАЗ Т-26», представлявший собой копию английского «Армстронг-Сидли Пума», мощностью 91 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе 30 км/час и запас хода 120 км. В 1938 году на танке был установлен форсированный вариант двигателя мощностью 95 л. с.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Легкий двухбашенный танк Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением

Ходовая часть Т-26 по каждому борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков была балансирная на рессорах, сблокированная в тележках по четыре катка.

До конца 30-х годов танки Т-26 составляли основу танкового парка Красной армии и к началу Великой отечественной войны в армии их было около десяти тысяч. Из-за слабого бронирования и недостаточной подвижности они стали устаревать и уступать зарубежным образцам по основным характеристикам. Военное руководство приняло решение разрабатывать новые более подвижные и защищенные типы танков и модернизация окончательно устаревших танков Т-26 практически не проводилась.

Легкий танк Т-46

Опытный легкий колесно-гусеничный танк Т-46 был разработан в 1935 году на ленинградском заводе №174, было изготовлено четыре образца танка, которые прошли в 1937 году испытания. Танк разрабатывался на замену легкого танка сопровождения пехоты Т-26, в том числе для повышения его подвижности путем перевода танка на колесно-гусеничный ход. Предполагалась также установка дизельного двигателя и усиление вооружения и защищенности. В конструкции танка Т-46 широко использовались узлы и агрегаты Т-26.

По компоновке танка трансмиссии находилась в передней части корпуса, там же было отделение управления с размещением механика-водителя в выступающей броневой рубке с левой стороны корпуса. Боевое отделение с башней находилось в средней части корпуса а моторное в корме. Вес танка составлял 17,5 тонны.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Легкий танк Т-46

Экипаж танка состоял из трех человек, механик –водитель был в корпусе, а командир и наводчик размещались в боевом отделении в башне. Посадка экипажа производились через двустворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни.

Конструкция корпуса и башни была клепаной и собиралась из бронелистов, башня была увеличена в размерах и предназначалась для установки пушки и двух пулеметов. Бронирование было дифференцированным, толщина брони башни 16 мм, лба корпуса 15-22 мм, бортов корпуса 15 мм, крыши и днища 8 мм.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Вооружение танка состояло из 45-мм пушки 20К L/46 и двух 7,6-2мм пулеметов ДТ-29, один спаренный с пушкой, второй в кормовой нише в шаровой установке. Планировалось установка 76,2-мм пушки ПС-3, однако она не была освоена промышленностью.

В качестве силовой установки использовался двигатель мощностью 330 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе на гусеницах 58 км/час и на колесах 80 км/час. Дизельный двигатель не был установлен, поскольку его не успели освоить в производстве.

Наиболее сильные отличия имела ходовая часть, в танке была использована «ходовая Кристи». Вместо тележек на каждый борт устанавливалось по четыре сдвоенных опорных катка большого диаметра с резиновыми бандажами и блокированной пружинной подвеской, два поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. При движении на колёсах ведущими были только две задние пары колёс, а поворот осуществлялся при помощи обычного дифференциала с передачей на переднюю пару колёс.

Испытания Т-46 прошли вполне успешно, танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью, чем Т-26, также упростилась управляемость танка за счет использования новой трансмиссии.

Танк в целом получил положительную оценку, при этом отмечалась недостаточная надежность силовой установки и неприемлемо высокая стоимость машины. Это привело к тому, что в 1937 году было принято решение о прекращении дальнейших работ над Т-46 и основные работы по колесно-гусеничным танкам были сосредоточены на совершенствовании колесно-гусеничных танков серии БТ.

В 1938 году была предпринята попытка создания на базе Т-46 среднего танка Т-46-5 с противоснарядным бронированием, которая не привела к положительному результату.

Крейсерский танк БТ-2

В конце 20-х годов нашла широкое распространение военная доктрина использования крейсерских быстроходных танков для совершения глубоких прорывов обороны противника и действия в оперативном тылу на большом расстоянии. Под эту доктрину на Западе начали разрабатывать крейсерские танки, в СССР такого опыта не было и в США в 1930 году была приобретена лицензия на производство крейсерского колесно-гусеничного танка Кристи М1931.

Колесно-гусеничный быстроходный танк БТ-2 являлся копией американского танка М1931. С лицензией была передана конструкторская документация на танк и поставлено два танка без башен. Разработку документации на БТ-2 и его производство поручили Харьковскому паровозостроительному заводу, где было создано танковое КБ и производственные мощности для выпуска танков. В 1932 году на ХПЗ было начато серийное производство танков БТ-2. Так в Советском Союзе сложились две школы танкостроения, в Харькове и сформировавшаяся ранее в Ленинграде, которые многие десятилетия определяли направление развитие советского танкостроения.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Колесно-гусеничный танк БТ-2 с пулеметным вооружением

Танк БТ-2 представлял собой лёгкий колёсно-гусеничный танк с классической компоновкой, отделение управления впереди, боевое отделение с башней в средней части и моторно-трансмиссионное в корме.

Конструкция корпуса и цилиндрической башни были клепаными из катаной брони, углы наклона были только у лобовой части корпуса, которая имела вид усечённой пирамиды для обеспечения поворота передних ведущих колёс. Численность экипажа танка составляла два человека, вес 11,05 тонны. В верхнем лобовом листе находился люк для посадки механика-водителя, а в крыше башни люк для командира.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Колесно-гусеничный танк БТ-2 с пушечным вооружением

Вооружение танка включало 37-мм пушку Б-3 (5К) L/45 и 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке справа от пушки. У части танков по причине нехватки пушек вместо пушки устанавливалась спаренная пулемётная установка с двумя 7,62-мм танковыми пулемётами ДТ.

Бронезащита была только от стрелкового оружия и осколков снарядов. Толщина брони башни, лба и бортов корпуса 13 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм.

В качестве силовой установки использовался авиационный двигатель «Либерти» М-5-400 мощностью 400 л. с., обеспечивающий скорость по шоссе на гусеницах 51,6 км/час, на колесах 72 км/час и запас хода 160 км. Следует отметить, что среднетехническая скорость танка была существенно ниже максимальной.

Танк имел индивидуальную пружинную «свечную» подвеску, широко известную как «подвеска Кристи». Три вертикальные пружины относительно каждого борта корпуса располагались между наружным броневым листом и внутренней стенкой борта корпуса, а одна располагалась горизонтально внутри корпуса в боевом отделении. Вертикальные пружины были связаны через балансиры с задними и средними опорными катками, а горизонтальные с передними управляемыми катками.

У танка был комбинированный колёсно-гусеничный движитель, состоящий из заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и 4 опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами. При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся танк поворотом передних катков.

Про WoT:  Танк Франкенштейн wot blitz и список лучших тяжелых танков в World of Tanks Blitz

Танк БТ-2 был этапным для советской танковой промышленности, было организовано серийное производство сложных узлов танка, организовано техническое и технологическое сопровождение производства, запущен в производство мощный двигатель и внедрена «свечная» подвеска танка, успешно примененная потом на Т-34.

В 1932—1933 годах на ХПЗ было изготовлено 620 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек из-за их нехватки. На 1июня 1941 года в войсках было 580 танков БТ-2.

Крейсерский танк БТ-5

Колесно-гусеничный танк БТ-5 был модификацией танка БТ-2 и внешне не отличался от своего прототипа. Отличие было в новой эллиптической башне, 45мм пушке 20К L/46 и рядом конструктивных доработок, направленных на повышение надежности и упрощение серийного производства танка.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Вес танка увеличился до 11,6 тонны, а экипаж до трех человек, командир и наводчик размещались в башне.

Танк оказался не сложным в освоении, отличался неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовался популярностью у танкистов. Б Т-5 являлся одним из основных танков довоенного периода, он производился в 1933-1934 годах, всего было выпущено 1884 танка.

Крейсерский танк БТ-7

Колесно-гусеничный танк БТ-7 являлся продолжением линейки танков БТ-2 и БТ-5. Отличался сварным измененным корпусом повышенной бронезащищенности и новым двигателем, вооружение танка было аналогично БТ-5.

Башня имела форму усеченного эллиптического конуса. Бронирование корпуса и башни было усилено. Толщина брони башни 15 мм, лба корпуса 15-20 мм, бортов корпуса 15 мм, крыши 10 мм, днища 6 мм. Вес танка увеличился до 13,7 тонны.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Колесно-гусеничный танк БТ-7 на гусеницах

Был установлен новый авиационный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с., обеспечивающий скорость до 50 км/час на гусеницах и до 72 км/час на колёсах и запас хода 375 км.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Колесно-гусеничный танк БТ-7 на колесах

Основные проблемы на танке вызывал двигатель. Он часто воспламенялся из-за его ненадежности и использования высокооктанового авиационного топлива.

Танк выпускался в 1935-1940 годах, всего было выпущено 5328 танков БТ-7.

Крейсерский танк БТ-7М

Танк БТ-7М был модификацией танк БТ-7, основное отличие заключалось в установке на танк вместо авиационного двигателя М-17Т дизельного двигателя В-2 мощностью 500л.с. Повысилась жесткость корпуса танка за счет установки раскосов, внесены были конструктивные изменения в связи с установкой дизельного двигателя, вес танка увеличился до 14,56 тонн. Увеличилась скорость танка до 62 км/час на гусеницах и до 86 км/час на колесах и запас хода до 600 км.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Колесно-гусеничный танк БТ-7М

Установка дизельного двигателя позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. Однако главное принципиальное преимущество дизельного двигателя над бензиновым заключалось в низкой воспламеняемости и танки с этим двигателем были значительно безопаснее, чем их бензиновые собратья.

Танк БТ-7М был разработан в 1938 году, серийно производился в 1939- 1940 годах, всего было выпущено 788 танков БТ-7М.

Легкий танк Т-50

Причиной разработки танка Т-50 стало отставание во второй половине 30-х советских легких танков по огневой мощи, защищенности и подвижности от зарубежных образцов. Основной легкий советский танк Т-26 безнадежно устарел и ему требовалась замена.

По результатам советско-финской войны 1939-1940 года выявилась необходимость в значительном увеличении бронирования советских танков и в 1939 году началась разработка легкого танка в броневой защитой до 40мм, дизельным двигателем В-3 и торсионной подвеской. Танк должен был быть весом до 14 тонн.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Легкий танк Т-50

На разработку танка Т-50 повлияли также результаты испытаний купленного в Германии образца среднего танка PzKpfw III Ausf F. По своим характеристикам он был признан в СССР лучшим зарубежным танком в своем классе. Новый советский танк должен быть массовым и заменить танк поддержки пехоты Т-26 и быстроходные танки серии БТ. Танк Т-34 на эту роль массового танка пока не подходил из-за высокой стоимости его производства на том этапе.

Легкий танк Т-50 был разработан в 1939 году в Ленинграде на заводе №174. В начале 1941 года были изготовлены и успешно испытаны опытные образцы танка, он был принят на вооружение, но до начала Великой Отечественной войны серийное производство развернуть не успели.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления со смещением от центра к левому борту размещался механик-водитель, остальные члены экипажа (наводчик, заряжающий и командир) находились в трёхместной башне. Рабочее место наводчика располагалось слева от пушки, заряжающего справа, командира в задней части башни справа.

В крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с восемью смотровыми приборами триплекс и откидной лючок для флажковой сигнализации. Посадка командира, наводчика и заряжающего производилась через два люка на крыше башни перед командирской башенкой. В кормовом листе башни также располагался люк для загрузки боекомплекта и выброса стреляных гильз, через который командир мог покинуть танк в аварийной ситуации. Люк для посадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите. Из-за жестких требований к весу компоновка танка была очень плотной, что приводило к проблемам с удобством работы экипажа.

Башня была сложной геометрической формы, борта башни располагались под углом наклона 20 градусов. Лобовая часть башни защищалась цилиндрической бронемаской толщиной 37 мм, в которой имелись амбразуры для установки пушки, пулемётов и прицела.

Корпус и башня танка были сварными из катаных бронеплит. Лобовые, верхние бортовые и кормовые бронеплиты имели рациональные углы наклона 40—50°, нижняя часть борта была вертикальная. Вес танка достигал 13.8 тонн. Броневая защита была противоснарядной и дифференцированной. Толщина брони верхнего лобового листа 37мм, нижнего 45мм, башни 37мм, крыши 15мм, днища (12-15)мм, что значительно превосходило защиту других легких танков.

Вооружение танка состояло из 45мм полуавтоматической пушки 20-К L/46 и спаренных с ней двух 7,62мм пулемётов ДТ, которые устанавливалось на цапфах в лобовой части башни.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-3 мощностью 300 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 60 км/час и запас хода 344 км.

Ходовая часть танка была новой для советских лёгких танков. Подвеска машины была индивидуальная торсионная, на каждом борту было по 6 двускатных опорных катков малого диаметра. Напротив каждого опорного катка к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми поддерживающими катками.

Легкий танк Т-50 оказался лучшим в мире на то время танком в своем классе и принципиально отличался от своих «собратьев» по классу. Машина была маневренной и динамичной, с надежной подвеской и хорошим бронированием, защищавшим от огня противотанковых и танковых пушек.

Главной слабостью танка было его вооружение, 45мм пушка 20-К уже не обеспечивала достаточную огневую мощь. В итоге более перспективным в советском танкостроении оказался средний танк Т-34, который был с гораздо более мощным вооружением.

После эвакуации завода из Ленинграда в Омск из-за нехватки двигателей и организационных проблем серийное производство танка наладить не удалось, всего по разным источникам было выпушено 65-75 танков Т-50.

Разворачивать его серийное производство на эвакуированных заводах не стали, так как не было организовано производство дизельного двигателя В-3 и заводы были переориентированы на производство танков Т-34.

В 1942 году попытались наладить серийное производство Т-50, но этому помешали объективные факторы. После тяжелого поражения летом 1942 года требовалось срочно восполнять потери в танках, все силы были брошены на расширение производства Т-34 и двигателей к нему, к тому же на ряде предприятий было развернуто широкое производство простого и дешевого легкого танка Т-70, который по своим характеристикам серьезно уступал Т-50. Серийное производство танка так и не организовали, а позже по своему вооружению даже Т-34-76 не годился и требовались уже танки с куда более мощным вооружением.

Разработка легких танков в СССР, не имевшего ни опыта ни производственной базы для создания танков, началась с копирования зарубежных образцов. Танки «Русский Рено», МС-1 и Т-19 были копией французского легкого танка FT17, танкетка Т-27 и плавающие танки Т-37А, Т-38 и Т-40 копией легкой плавающей английской танкетки Carden-Loyd Mk. I и плавающего танка Vickers-Carden-Loyd, танки Т-26 и Т-46 были копией английского легкого танка «Виккерс шеститонный», линейка танков серии БТ копией американского танка М1931 Кристи. Ни один их этих скопированных легких танков не стал прорывом в мировом танкостроении. Изучив преимущества и недостатки зарубежных прототипов и получив опыт в разработке танков, советские танкостроители смогли создать в 30-е годы такие шедевры мирового танкостроения как легкий танк Т-50 и средний танк Т-34. Если Т-34 прославился на весь мир, то Т-50 ожидала нелегкая судьба и незаслуженное забвение.

В межвоенный период в СССР было выпущено 21658 легких и плавающих танков, но все они были устаревших конструкций и своими характеристиками не блистали. Только легкий танк Т-50 серьезно выделялся из этого ряда, но запустить его в серийное производство так и не получилось.

Список советской и российской серийной бронетехники

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2016 года; проверки требуют 136 правок.

см. также Список бронетехники Российской империи; Список бронетехники СССР, не производившейся серийно; Список вооружения и военной техники Сухопутных войск Российской Федерации

В список включены танки Российской империи


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Техника сухопутных войск ВС СССР, 1981 г.

Малые, лёгкие и плавающие танки

  • БТ-2
  • БТ-5
  • БТ-7
  • Т-38
  • Т-40
  • Т-41
  • Т-33
  • Т-43
  • Т-50
  • Т-60
  • Т-70
  • Т-80
  • Т-45
  • Т-10 (ИС-8)
  • Т-11

Основные боевые танки

  • ОТ-133
  • ОТ-34
  • КВ-8
  • ОТ-54
  • ТО-55
  • ОТ-306
  • ОТ-366
  • КВ-6

Противотанковые САУ, Самоходные артиллерийские орудия и миномёты на базе бронированных машин

  • АСУ-57
  • АСУ-85
  • АСУ-125
  • СУ-290
  • СУ-310
Про WoT:  Т-34-85: обзор, характеристики, сравнение параметров

Боевые машины БМП, БМД, БРДМ и аналогичные

  • БРДМ-1
  • БМПРД-1
  • БМП-1
  • БМД-1
  • БТР-82
  • ПТС-4
  • БТР-100
  • БТР-123
  • БТР-129
  • БТР-130
  • УСТР-1
  • БА-3
  • БА-6
  • БА-10
  • БА-11
  • БА-40
  • БА-290
  • БА-291
  • БА-306
  • БА-312
  • ПА-32
  • ПА-42
  • МА-42
  • МА-43

Зенитные самоходные установки

  • ЗСУ-37
  • ЗСУ-47-1

Ракетные стартовые установки

  • РЛС-1
  • РЛС-2

Cамоходные пусковые установки РСЗО

  • БТТ-1
  • СБТ-1
  • БТС-2

Самоходный командный пункт и подвижный разведывательный пункт

  • ПРП-3
  • ПРП-4
  • ПРП-5
  • ПРП-7
  • УТТУ-2
  • УТТУ-3

Бронированные машины разминирования

  • БМР-1
  • БМР-2
  • БМР-3
  • УР-77

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина

В России к идее создания сверхтяжелых танков обратились уже в годы Первой мировой войны. При этом два проекта, относящиеся к этому периоду, поражают воображение своим необычным внешним видом и массогабаритными характеристиками. Так, одного взгляда на «Царь-танк», который также известен как колесный танк Лебеденко, достаточно, чтобы он навсегда остался в вашей памяти. Эта удивительная машина огромных размеров была разработана Николаем Лебеденко в 1914-1915 годах и даже была построена в металле. А разрабатываемый с 1911 по 1915 гг. танк Менделеева своей массой (более 170 тонн) мог бы соперничать с немецким Маусом, до разработки которого оставалось еще несколько десятилетий.

По всей видимости, начальный проект данной необычной боевой машины созрел в голове Лебеденко еще в 1914 году. Создать танк с огромными по размерами колесами его подвигла арабская арба, которая без особых усилий могла преодолевать широкие канавы. Правда, на тот момент у Николя Лебеденко еще не было бригады конструкторов и квалифицированных специалистов, без помощи которых реализовать его проект было невозможно. Но всего за несколько месяцев русскому изобретателю удалось привлечь на свою сторону Б. Стечкина, а затем и А. Микулина.

Настоящим танком «Царь-танк», который также называли «Нетопырь» или танк Лебеденко, конечно, не был. Это было бронированное передвижное боевое устройство, затмившее своими габаритами все проекты бронированных боевых машин XX века. Во многом данный проект удалось реализовать в металле благодаря личной встрече изобретателя с императором Николаем II. Не известно, как, но Лебеденко удалось попасть к монарху на аудиенцию, она состоялась 8 января (21 января по новому стилю) 1915 года. На личную встречу Николай Лебеденко принес искусно сделанную самоходную модель своего «танка», она была выполнена из дерева и могла двигаться благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных, император и конструктор провозились с этой моделью несколько часов «аки дети малые», создавая для нее различные искусственные препятствия из подручных средств, которыми выступили и несколько томов «Свода законов Российской империи». Николай II был настолько поражен представленной ему моделью, которую ему в конце концов подарил Лебеденко, что одобрил финансирование работ по этому проекту. Всего на работы было выделено около 210 тысяч рублей.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Разработанный Лебеденко танк был выполнен в виде орудийного лафета огромных размеров. Два передних колеса со спицами имели диаметр 9 метров, задний каток был существенно меньше — примерно 1,5 метра. Именно задний каток был ведущим. Машина приводилась в движение связкой из двух мощных двигателей «Майбах» мощностью 240 л.с. каждый, такая мощность достигалась при 2500 оборотах в минуту. Двигатели были трофейными, они были сняты со сбитого в 1914 году немецкого дирижабля «Цеппелин». Стоит отметить, что ни один танк Первой мировой войны не мог похвастаться столь мощной силовой установкой, которой, как показали испытания, все-таки не хватало. Еще одной острой проблемой было то, что в Российской империи просто не существовало собственных двигателей такой мощности, а их разработка в условиях военного времени была сопряжена с серьезными трудностями.

Верхняя неподвижная пулеметная рубка была поднята над землей приблизительно на 8 метров, а общая ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. Верхняя башня должна была одновременно выполнять функцию обзорной рубки, в ней и в нижней цилиндрической башне планировалось установить до 8-10 пулеметов «максим». На выступающих за плоскости колес крайних точках корпуса планировалось разместить спонсоны с 37-мм (по другим данным с 76,2-мм) орудиями, которые обладали бы углами наведения 180 градусов.

Согласно проекту, бронирование корпуса этой необычной боевой машины должно было составлять 5-7 мм, башен — 8 мм. На практике бронирование лба, бортов и кормы корпуса достигло 10 мм. Максимальная расчетная скорость «Царь-танка» должна была составить порядка 17 км/ч или 28 метров в минуту, что для боевой машины таких размеров было неплохим показателем, среднетехническая скорость составляла 10 км/ч, а запас хода должен был составить 60 километров. Боевая масса данной машины составила 60 тонн, превысив проектные показатели на 20 тонн.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

В августе 1915 года «Царь-танк» была собран на импровизированном полигоне, расположенном в районе города Дмитрова в Подмосковье. Использование больших колес себя оправдывало, боевая машина ломала березы, словно спички. Но задний управляемый каток в силу своих небольших размеров и в целом неправильного распределения веса боевой машины практически сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Ни большие колеса, ни мощные трофейные двигатели машине не помогли. К тому же военные «припомнили» Лебеденко все недостатки его конструкции. Самым уязвимым местом была ходовая часть, особенно в условиях артиллерийского обстрела. При попадании снаряда или шрапнели в спицы или еще хуже — в ступицу колеса, танк оказывался бы полностью обездвиженным. Попасть в машину, учитывая ее гигантские размеры и небольшую скорость, не составляло особых проблем. Да и 10-мм броня не могла защитить экипаж и силовую остановку от артиллерийских снарядов. В результате уже в сентябре 1915 года работы по этому проекту были окончательно свернуты. А машина так и осталась на месте испытаний, где простояла до 1923 года, пока не последовало распоряжение о разборке ее на металлолом.

Тактико-технические характеристики «Царь-танка»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 17 800 мм, ширина — 12 000 мм, высота — 9000 мм. Боевая масса — 60 тонн, проектная — 40 тонн. Вооружение — 2х37 или 2х76,2-мм орудия, до 8-10 пулеметов «Максим». Бронирование — лоб, борта и корма корпуса — 10 мм, днище, крыша — 8 мм. Силовая установка — два авиационных карбюраторных двигателя «Майбах» мощностью 2х240 л.с. Максимальная скорость — 17 км/ч, среднетехническая — 10 км/ч. Запас хода — примерно 60 км. Экипаж — 10-15 человек.

«Бронированный автомобиль», или сверхтяжелый танк Менделеева

«Бронированный автомобиль», который был разработан российским морским инженером В. Д. Менделеевым, можно смело отнести к одному из самых проработанных проектов сверхтяжелых танков периода Первой мировой войны, если не брать в расчет практически построенный в 1918 году немецкий «K-Wagen». Работа над этим танком, который скорее можно было отнести к сверхтяжелым САУ огневой поддержки, началась еще в 1911 году, однако лишь 24 августа 1916 года проект танка был передан на рассмотрение комиссии ГВТУ. В отличие от многих других предложений, танк Менделеева выгодно отличался тщательным уровнем проработки. Описание боевой машины было разделено на несколько отдельных глав: внутреннее размещение личного состава, спецификация, расчет опорной поверхности, таблица весов, проход (транспортировка) по железной дороге.

Инженер-кораблестроитель Василий Менделеев считал, что танк должен стать «сухопутным броненосцем», поэтому ряд конструктивных решений он позаимствовал в кораблестроении. Согласно его проекту корпус боевой машин обладал ярко выраженной коробчатой формой. Лобовой и кормовой листы, как и бортовые панели, были цельнолитыми, а крыша должна была собираться из 5 поперечных листовых секций. Защищенность танка Менделеева также мало чем уступала настоящим броненосцам — в лобовой части корпуса толщина брони составляла 150 мм, по бортам и в корме — 100 мм. Менделеев считал, что такое бронирование поможет защитить машину от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4 мм), однако теоретически она могла выдержать и попадание более мощных боеприпасов. Каркас корпуса Менделеев также спроектировал наподобие корабельного, он состоял из шпангоутов и стрингеров.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Под стать бронированию было и вооружение. В передней части корпуса на тумбовой установке, по конструкции похожей на корабельную, должна была быть установлена 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. Боекомплект орудия находился в своеобразной «крюйт-камере», 46 снарядов находилось в укладке, 4 на тележке и один в казеннике орудия. Подача снарядов была организована с помощью подвесного монорельса и тележек. Дополнительное вооружение было представлено одним пулеметом «максим», который монтировался в выдвижной башне на крыше корпуса боевой машины. Толщина стенок башни должна была составлять 8 мм. В кормовом листе корпуса была расположена бронедверь, предназначенная как для загрузки внутрь боекомплекта, так и посадки/высадки экипажа.

В качестве силовой установки должен был использоваться один карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением. Двигатель развивал мощность 250 л.с., использование такого двигателя на машине расчетной массой более 170 тонн представлялось очень оптимистичным. Двигатель находился в задней части танка ближе к левому борту. Ближе к центру танка Менделеева располагались топливные баки, которые находились под бронированным настилом. Трансмиссия этой боевой машины была механической, она работала в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Для пуска двигателя на танке имелась пневматическая система, которая включала в себя компрессор и баллоны со сжатым воздухом. Также внутри боевого отделения имелось освещение, включающее в себя 16 электрических ламп.

Ходовая часть «бронированного автомобиля» Менделеева обладала очень оригинальной конструкцией. Полагая, что танку придется действовать вне дорог, конструктор предложил оснастить каждый из 6 опорных катков (на борт) пневмоподвеской с вертикальными цилиндрами. Такое решение должно было обеспечить горизонтальную устойчивость и максимальную плавность хода на пересеченной местности. Но такая ходовая при всей ее привлекательности был достаточно дорогой и очень сложной в производстве. Общая длина опорной поверхности гусеницы составляла 6 метров. Ведущие и направляющие колеса танка обладал пятиугольной формой. Так как гусеницы практически полностью охватывали корпус боевой машины, ведущие колесо находилось сзади вверху. Учел конструктор и сильную отдачу 120-мм орудия, при стрельбе корпус его танка должен был опускаться на грунт.

Про WoT:  Раскрытие секретов WN8 в «Танках»: подробный обзор


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Согласно проекту экипаж необычного танка состоял из 8 человек, не так много для боевых машин Первой мировой войны. Он состоял из командира, рулевого, главного механика, наводчика, трех канониров и пулеметчика. Все члены экипажа имели свои рабочие места, кроме командира, который должен был быть «мастером на все руки». Во время боя он должен был руководить работой экипажа, вести наблюдение через бойницы, корректировать огонь орудия. Во время движения он переходил в носовую часть к механику-водителю.

Несмотря на то, что проект Василия Менделеева был достаточно хорошо проработан, в военном ведомстве, которое было перегружено работой, его тщательно не рассматривали. Скорее всего, сыграло свою роль и то, что танк был просто гигантский и перенасыщенный разными новшествами. Впрочем, этими «недугами» страдали практически все гусеничные боевые машины тех лет. При расчетной массе более 170 тонн, у танка бы было множество проблем в эксплуатации. Очевидно, что предложенный двигатель обеспечил бы танку удельную мощность всего лишь в 1,5 л.с./т. Это почти полностью исключало применение боевой машины в условиях «лунного ландшафта» реального поля боя, танк бы передвигался с черепашьей скоростью. А значит и заявленные характеристики — в 14 км/ч максимальной скорости и 25 градусов преодолеваемого подъема — были чересчур оптимистичными.

Тактико-технические характеристики танка Менделеева:

Габаритные размеры: длина корпуса — 11 000 мм (с пушкой вперед — 13 000 мм), ширина — 4 400 мм, высота — 3500 мм (по крыше корпуса), 4450 мм (с поднятой пулеметной башенкой). Боевая масса — 173,2 т. Вооружение — одна 120-мм пушка Канэ, один 7,62-мм пулемет «Максим». Бронирование — лоб корпуса — 150 мм, борта корпуса — 100 мм, корма — 100 мм, днище — 8-10 мм. Силовая установка — карбюраторных двигатель жидкостного охлаждения мощностью 250 л.с. Максимальная скорость — 14 км/ч. Запас хода — примерно 50 км. Экипаж — 8 человек.

Проекты танков КВ-4 и КВ-5

11 марта 1941 года советская разведка предоставила доклад, в котором сообщала о том, что в Германии начались работы по производству тяжелых танков. Крупнейший из этих танков, Тип VII, якобы обладал массой около 90 тонн и вооружался 105-мм орудием. Советское руководство отреагировало на данное донесение разведки достаточно серьезно. Ответом на эту информацию стало начало работ над новыми тяжелыми танками, которые стали бы ответом на немецкие разработки. Результатом работы советских конструкторов стало создание нескольких неординарных проектов тяжелых танков КВ-4 и КВ-5, которые по своей массе (порядка 100 тонн) спокойно можно было отнести к сверхтяжелым танкам.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

КВ-4 проект Духова

Тактико-технические требования к танку, который должен был получить индекс КВ-4, были готовы 21 марта 1941 года. Оценочная боевая масса новой машины должна была составить 70-72 тонны. Лоб башни и лоб корпуса должны были получить броню толщиной 130 мм, борта корпуса — 120 мм. В качестве основного вооружения рассматривалось 107-мм орудие ЗИС-6, вспомогательное вооружение состояло из 3-х пулеметов. Боекомплект орудия должен был составить 70-80 выстрелов. Силовой установкой нового танка должен был стать двигатель мощностью 1200 л.с., однако в качестве временной меры рассматривалась установка двигатель В-2СН мощностью 850 л.с. С установкой более мощного двигателя максимальная скорость движения танка оценочно составляла 35 км/ч.

Согласно принятому 27 марта 1941 года проекту постановления Совета Народных Комиссаров СССР, образцы новых тяжелых танков необходимо было произвести к 1 ноября 1941 года. Предъявленные к новым танкам требования говорили о том, что проектирование КВ-4 и КВ-5 необходимо будет вести, если и не с нуля, то уж точно после очень серьезного пересмотра существующих концепций. Перед Ж. Я. Котиным, который на тот момент возглавлял КБ Кировского завода, ставилась очень сложная задача, решать которую нужно было в очень сжатые временные сроки.

Работа над проектами боевых машин закипела в начале апреля 1941 года. Условия конкурса предоставляли инженерам достаточно свободные рамки. Оговаривалась масса 80-100 тонн, двигатель М-40 и башенная установка вооружения. При этом многобашенная компоновка была допустимой. В качестве дополнительно вооружения к 107-мм орудию ЗИС-6, по настоянию военных, могла быть добавлена 45-мм пушка. В результате на конкурс было представлено сразу 27 проектов нового танка КВ-4.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

Успешнее всех с поставленной задачей сумел справиться Н. Л. Духов, который не собирался заниматься фантазиями на заданную тему. Николай Леонидович решил подойти к вопросу проектирования танка наиболее консервативно. Фактически он решил развить проект тяжелого танка Т-220. Он немного удлинил и расширил корпус танка, по этой причине число опорных катков на борт увеличилось до 8. По эволюционному пути он запустил и разработку башни, которая очень напоминала увеличенную башню танка Т-220. С последнего он взял (с изменениями) и командирскую башенку, оснащенную пулеметом ДТ. Вооружение его танка состояло из 107-мм пушки ЗИС-6 и 45-мм танковой пушки, которые были размещены в единой установке.

Хотя боевая масса танка, который предлагал Духов, должна была составить порядка 82 тонн (по этому критерию машину можно отнести к сверхтяжелым), он был самым легким из всех представленных проектов КВ-4. При этом его бронирование полностью отвечало заданным тактико-техническим требованиям, а максимальная скорость оценочно должна была составить 40 км/ч. Проект Духова в итоге и был выбран победителем проведенного конкурса. Однако работы по созданию танка КВ-4 шли достаточно медленно. Согласно постановлению СНК отработанный технический проект и макет танка должны были быть готовы к середине июня 1941 года, однако, судя по имеющейся переписке, особых подвижек в этих вопросах не прослеживалось. В итоге в ситуацию вмешался маршал Кулик, который требовал ускорить ход работ. Как помогло обращение маршала неизвестно, так как его письмо было отправлено 12 июня за 10 дней до начала Великой Отечественной войны.

Тактико-технические характеристики КВ-4 Духова:

Габаритные размеры: длина — 8150 мм, ширина — 3790 мм, высота — 3153 мм. Боевая масса — 82,5 т. Вооружение — 107-мм орудие ЗИС-6, и 45-мм танковая пушка в одной башне, 2х7,62-мм пулемета ДТ. Боекомплект — 55 выстрелов к ЗИС-6, 155 к 45-мм пушке, 5544 патрона к ДТ. Бронирование — лоб корпуса — 130 мм, борта, корма, башня — 125 мм, днище и крыша — 40 мм. Силовая установка — дизельный двигатель на базе М-40 или М-50 мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость — 40 км/ч. Запас хода — 150-200 км. Экипаж — 6 человек.

Если же говорить о танке КВ-5, то вплоть до июня 1941 года работ по данной боевой машине почти не велось. При этом за основу КВ-5 был взят проект КВ-4 Н. В. Цейца. Проект Николая Валентиновича занял третье место среди всех проектов танка КВ-4. При этом Цейц был наиболее опытным инженером в КБ Кировского завода на тот момент времени. Свою трудовую деятельность он начал еще в 1920-е годы, поэтому за его плечами имелась уже целая плеяда различных машин. Предложенный Николаем Цейцем проект был прогрессивным и консервативным одновременно. От второго орудия он отказался, посчитав бесполезным и рудиментарным. Особенностью его танка должна была стать достаточно высокая башня, которая позволяла разместить 107-мм орудие и унитарные выстрелы к нему вертикально вдоль ее бортов. Теоретически такая конструкция должна была существенно упростить работу заряжающего. Для компенсации существенной высоты башни и экономии массы корпус танка планировалось сделать максимально низким.


ТАНКИ СССР ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВЕРХТЯЖЁЛЫЕ ТАНКА РОССИИ

КВ-5, иллюстрация Юрия Юрова

Танк получался мощным и обладающим необычной, запоминающейся внешностью. Его корпус был очень низким — высота 920 мм. Такое решение привело к тому, что механик-водитель и стрелок-радист получили выступающие вверх башенки. В башне ромбовидной формы на погоне 1840 мм и непосредственно под ней располагалось достаточно простое боевое отделение, в котором располагались командир боевой машины, наводчик и двое заряжающих. При трансформации своего проекта КВ-4 в КВ-5 Цейц отказался от округлой формы башни, сделав ее более технологичной. При этом толщина лобовой брони танка достигала 180 мм, что автоматически делало ее почти неуязвимой для артиллерии тех лет.

Так как двигатель М-40 для КВ-5 сделан еще не был, в июне 1941 года танк перепроектировали под установку двух дизелей В-2СН. А из-за невозможности производства штампованной башни с толстыми стенками в разработку приняли сварную башню. К августу 1941 года проект КВ-5 был завершен, однако из-за тяжелой обстановки, которая на тот момент времени сложилась под Ленинградом, изготовление опытного образца танка КВ-5 было отменено, а все силы КБ Кировского завода бросили на совершенствование конструкции тяжелого танка КВ-1, который был нужен фронту.

Тактико-технические характеристики КВ-5:

Боевая масса — около 100 т. Вооружение — 107-мм орудие ЗИС-6, 2х7,62-мм пулемета ДТ. Бронирование — лоб корпуса и башни — 180 мм, борт корпуса и башни — 150 мм, днище и крыша — 40 мм. Силовая установка — два дизельных двигателя В2СН мощностью 2х850 л.с. Максимальная скорость — 40 км/ч. Экипаж — 6 человек.

Источники информации:«Бронированный автомобиль». Проект сверхтяжелого танка Д. Менделеева // AviArmor. U RL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/pr_mendeleev.htm. Колесный танк Лебеденко // AviArmor. U RL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/lebedenko.htm. Алексей Стаценко. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. U RL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany. Юрий Пашолок. Танкостроение на грани здравого смысла // Warspot. U RL: http://warspot.ru/4995-tankostroenie-na-grani-zdravogo-smysla. М. В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР. Москва: Эксмо, 2015. 144 с. Материалы из открытых источников.

Список бронетехники СССР Второй мировой войны

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 декабря 2019 года; проверки требуют 15 правок.

Оцените статью
TankMod's
Добавить комментарий