Зачем на танки наваливали огромные вязанки с ветками
Не секрет, что преодоление противотанковых рвов — это не наука. Это искусство! И каждый художник, волею судеб оказавшийся в танке, видит по-своему. Тем более, что на пути у танка могут встретиться не только рвы, но и ежи, а также бетонные надолбы в виде пирамидок. И поэтому у танкистов тех лет сложилась традиция — возить прямо на танке огромные вязанки с ветками, которые назывались фашинами.
И разумеется такой танк, гружёный сверху самодельным средством для преодоления препятствий, горел значительно лучше, чем танк без такого «тюнинга». Особенно популярными эти фашины из веток оказались во Вторую мировую, потому что именно тогда массовое распространение приобрели машины для выкапывания противотанковых рвов.
Механизм использования такой приблуды довольно прост. Каждый танк, имеющий на себе фашину, скидывал прямиком в ров пару — тройку вязанок, и таким образом глубина рва как бы уменьшалась. В результате вся колона могла довольно быстро преодолеть препятствие. Также были случаи закидывания этими фашинами преград из бетонных надолбов и ежей.
Но военная инженерная мысль не стояла на месте. Чтобы избавиться от деревянных горючих фашин, танки начали снабжать стальными фашинами, которые внешне напоминали штангу из спортзала. На трубе крепились цилиндры, изготовленные из толстой стали. Однако они были полые внутри, но при этом с рёбрами жёсткости.
Здесь нужно чётко понимать, что проблемы со сталью в то время были во всех странах-участницах, и поэтому каждая страна «шиковала» в меру своих возможностей. Так вот, делать такие вот фашины из стали могли позволить себе далеко не все, и поэтому ограничивались вязанками из веток.
Но шли годы, а военные инженеры всё не унимались. Вместе с развитием танкостроения развивалась и система преодоление рвов. Порой полёт инженерной фантазии достигал и вовсе небывалых высот.
Так например зарегистрированы случаи использования в качестве фашины вязанки из стальных труб. Т.е., всё то же самое, но вместо веток обычные водопроводные стальные трубы.
Не, ну а что? Они же полые, а значит лёгкие и не перегрузят танк. К тому же они не горят, в отличие от веток. Плюс ко всему они практически не изнашиваются под весом танка, если толщину стенок грамотно подобрать. Короче, одни плюсы.
Однако злые языки начали поговаривать, что танк, который несётся по пересечённой местности с такими трубами, можно было услышать километров за 10, как минимум. Потому что звон и лязг от подскакивающих на ухабах стальных труб стоял такой, что танк не обладал вообще никакой скрытностью.
И поэтому от этой идеи решили отказаться. Но не полностью.
Поначалу военные пытались забивать внутрь труб всяческие ветки и подходящие по диаметру брёвна, чтобы трубы не были полыми и не звенели. Но вязанка получалась уж слишком тяжёлой, хоть и звенела не так сильно.
Затем эту ответственную миссию по перетаскиванию труб доверили специальным гусеничнвм машинам. Дескать, танку эти трубы мешают вертеть башней в разные стороны и тем самым снижают его боевые характеристики.
Такие вот машины позволяли нормально уложить трубы и сильно перетянуть их, чтобы они не бренчали. И к сожалению нужно признать, что в некоторых армиях такой способ преодоления противотанковых препятствий считается основным.
Вместе с тем нужно отметить, что в образцово-показательных армиях танковые подразделения имеют специальные танковые мостоукладчики на гусеничном ходу. По сути это танк, но только без башни, и он не стреляет. Зато он позволяет мгновенно сооружать переправы в виде моста через препятствия.
Не важно, что это небольшая речка, овраг или же противотанковый ров, потому что длина этого моста в разложенном виде 19 м, ширина 3,8 м, а грузоподъёмность 70 тонн. Так что имея такую вспомогательную машину, не нужно возить с собой ни ветки, ни трубы.
Мост этот не плавает и не является понтонным. Зато он хорошо ложится на железобетонные надолбы в виде пирамидок, а также на стальные и бетонные ежи.
Посты на ту же тему
Зачем танк возит с собой бревно
Любой знает, что танк — грозная боевая машина. Все в нем четко просчитано и продумано. Любая деталь — даже обычное бревно — к месту. Однако мало кто из «гражданских» осведомлен, зачем экипаж танка пристраивает к нему это самое бревно.
Использование тяжелой военной техники сильно повышает шансы армии на победу. И хоть «живут» танки в бою всего несколько минут, без этого грозного оружия даже в современных условиях супертехнологий пока не обойтись.
Первые танки были опробованы на полях сражений уже в Первую мировую. Тогда боевые машины с целью экономии ресурсов доставляли прямо к передовой. И даже невзирая на это, с гусеничной техникой было море проблем.
Их выявила битва при Сомме (Франция, 1916). Во время этого продолжительного сражения — с июля по ноябрь — и была испытана первая бронированная гусеничная техника. Ее применили войска союзников, что позволило деморализовать немецкую армию.
Однако успех шел рука об руку с досадными промахами. Британцы планировали ввести в бой 49 танков, но против немцев выступили только 32 машины. Остальные вышли из строя из-за поломок и застряли в болоте. Вот тогда-то и стали очевидными уязвимые места танков: огромный вес и малая маневренность.
Любая бронированная машина на гусеничном ходу очень много весит. Масса БМП-2, например, равна 14 тоннам. Если такая махина застревает в болоте, ее не вытащишь буксиром. Не поможет и рота солдат. Из-за своего веса танк быстро погружается в грязь и застревает в ней намертво.
Вот тут-то и пригождается бревно. Его бросают под гусеницы перпендикулярно ходу танка спереди или сзади — в зависимости от того, куда удобнее двигаться, — и фиксируют специальными тросами. Машину заводят, гусеницы поднимаются на бревно и вытаскивают бронетехнику из трясины.
Уже во Вторую мировую советские войска повсеместно использовали бревна. Их крепили цепями и возили с собой всегда. Территория Советского Союза изобиловала лесами, в которых можно было раздобыть сколько угодно бревен.
Очищенный от веток ствол дерева, закрепленный на корпусе танка, получил название «бревно самовытаскивания». Это гениальное в своей простоте приспособление позволяло экипажу танка быстро преодолевать непроходимые болота, которых на огромных просторах Родины всегда хватало.
Немецкие офицеры осматривают брошенный в Литве советский тяжелый танк КВ-2 с башней МТ-1. Машина застряла и была брошена после неудачных попыток вытащить машину. Перед гусеницами лежит бревно для самовытаскивания.